РП химия 9

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить
запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде
учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности
использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в
них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических
моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических
наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение,
использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям,
оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при
получении, распространении и применении научного знания.
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических
реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых
веществ — кислорода и водорода;

• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений
естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп:
металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
Выпускник получит возможность научиться:
•осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической
реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с
учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество —
оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения
аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в
природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих
важное практическое значение.
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей
природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных
веществ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 безопасного обращения с веществами и материалами;
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
 приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание тем учебного курса
9 КЛАСС
(3 ч в неделю. всего 102 ч.)
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической
диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной
коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным
признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект»,
«направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»,
«фаза», «использование катализатора».
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го
периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической
реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от
концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади
соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической
реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы.
Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.
Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3.
Замещение железом меди в растворе сульфата меди (И). 4. Зависимость скорости химической
реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5.
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере
взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости
химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование
«кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих
веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной
температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10.
Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот
с металлами уротропином.
Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические
свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как
восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных
металлов — окcиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и
применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.
Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных
металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их
свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения
алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение
алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды
Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного
хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом.
Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13.
Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15.

Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17.
Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной
кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практикум 1. Свойства металлов с и их соединений
1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов.
3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера
«неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ.
Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и
применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии
свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот
воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды.
Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения
галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их
соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и
(VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном
хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства,
получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в
сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.
Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные
удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и
(IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни
человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния
(IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой
природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с
алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с
металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для
народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики,
цемента.
Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного
натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация
обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с
коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная

реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе
и в кислороде. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32.
Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36.
Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение
ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41.
Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Практикум 2. Свойства соединений неметаллов
1. Получение, собирание и распознавание водорода 2. Получение, собирание и распознавание
кислорода. 3.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 4. Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».
Обобщение знаний по химии за курс
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности
изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о
строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств
веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и
образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней
окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических
реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения
химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и
переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли.
Их состав классификация и общие химические свойства в свете теории электрической диссоциации.

Тематическое планирование
Химия 9 класс
68 часов, 2 часа в неделю
О.С.Габриелян. Химия 8 класс Базовый уровень М.: Дрофа

№п/п Тема урока

Количество
часов

Введение. Повторение основных вопросов 8 класса

10

1.

Характеристика химического элемента на основании его положения в
Периодической системе Д. И. Менделеева

1

2.

Характеристика химического элемента - металла

1

3.

Характеристика химического элемента - неметалла

1

4.

Генетические ряды металла и неметалла

1

5.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической
диссоциации и окисления-восстановления

1

6.

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

7.

1

9.

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в
свете учения о строении атома
Химическая организация живой и неживой природы. Химические
реакции. Скорость химических реакций.
Катализаторы и катализ

10.

Контрольная работа№1 по теме «Введение».

1

8.

Металлы

1
1

17
1

12.

Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И.
Менделеева
Физические свойства металлов

13.

Сплавы

1

14.

Химические свойства металлов

1

15.

Способы получения металлов

1

16.

Коррозия металлов

1

17.

Щелочные металлы

1

18.

Соединения щелочных металлов

1

19.

Щелочноземельные металлы

1

20.

Соединения щелочноземельных металлов

1

21.

Алюминий

1

22.

Соединения алюминия

1

11.

1

23.

Железо

1

24.

Соединения железа

1

25.

Решение задач по теме «Металлы»

1

26

Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы»

1

27.

Контрольная работа №2 «Металлы».

1

Практикум: Свойства металлов и их соединений

3

Практическая работа № 1«Осуществление цепочки химических
превращений»
Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений
металлов»
Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач на
распознавание и получение соединений металлов»

1

28.
29.
30.

Неметаллы

1
1

35

31.

Общая характеристика неметаллов

1

32.

Водород

1

33.

1

34.

Практическая работа № 4 «Получение, собирание и распознавание
водорода»
Вода. Строение молекулы. Физические свойства

35.

Химические свойства воды

1

36.

Вода в жизни человека

1

37.

Галогены: общая характеристика

1

38.

Химические свойства галогенов

1

39.

Соединения галогенов

1

40.

Получение и значение галогенов.

1

41

Обобщение по теме «Галогены»

1

42.

Кислород. Физические химические свойства, строение.

1

43.

1

45.

Практическая работа № 5 «Получение, собирание и распознавание
кислорода»
Практическая работа № 6 «Экспериментальные задачи по теме
«Подгруппа кислорода»
Сера, ее физические и химические свойства

46.

Соединения серы

1

47.

Серная кислота

1

48.

Азот

1

49.

Аммиак

1

50.

Соли аммония

1

51.

Кислородные соединения азота

1

44

1

1
1

52.

Азотная кислота

1

53.

Обобщение тем «Кислород, сера, азот»

1

54.

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях

1

55.

Углерод

1

56.

Химические свойства углерода

1

57.

Кислородные соединения углерода

1

58

1

59.

Практическая работа №7«Экспериментальные задачи по теме
«Подгруппа азота и углерода»
Кремний

60.

Соединения кремния

1

61.

Силикатная промышленность

1

62.

Обобщение тем « Фосфор, углерод, кремний»

1

63.

Решение задач по теме «Неметаллы»

1

64.

Контрольная работа №3 «Неметаллы»

1

65-67

Повторение за курс 9 класса

3

68.

Итоговая контрольная работа №4

1

1

Индивидуальный план обучения
Химия 9 класс
17 часов (0,5 часа в неделю)
О.С. Габриелян. Химия 8 класс Базовый уровень М.: Дрофа

№п/п Тема урока

Количество
часов

Введение. Повторение основных вопросов 8 класса

4

1.

Характеристика химического элемента – металла, неметалла

1

2.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической
диссоциации и окисления-восстановления. Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

3.

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в
свете учения о строении атома
Химические реакции. Скорость химических реакций. Катализаторы и
катализ

1

4.

Металлы

1

4

5.

Металлы

1

6.

Щелочные металлы

1

7.

Алюминий, железо

1

8.

Решение задач по теме «Металлы»

1

Неметаллы

8

9.

Общая характеристика неметаллов. Водород. Вода

1

10.

Галогены

1

11.

Кислород

1

12.

Сера

1

13.

Азот. Углерод

1

14.

Фосфор

1

15.

Кремний

1

16.

Решение задач по теме «Неметаллы»

1

17.

Итоговая контрольная работа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».