РП родной язык 6-9 классы.

02 – 05
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМАЛИНСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Ульяновка Тамалинского района
Пензенской области
(МБОУ СОШ с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области)
ул. Центральная, 15 с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области
телефон (8-4169) 3-49-29, E-mail: ulscol@mail.ru
ОКПО 47527973, ОГРН 1025801073143
ИНН\КПП 5832003411\583201001
Программа рассмотрена на
педагогическом совете
протокол № 1 от 31.08.2022
и вынесена на утверждение

Утверждаю:
Приказ № _____________
Директор МБОУ СОШ с.
Ульяновка
____________А.А. Цыбяков
«___» ____________

Рабочая программа
основного общего образования
по родному русскому языку
(6-9 класс)

Составитель: учитель русского языка и литературы Сарычева Ю.Г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются
следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия
–
умение осознавать и определять эмоции
других
людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;
- чувство
прекрасного
–
умение чувствовать красоту
и
выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является
сформированность следующих умений:

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор
доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные
признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически
обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и
морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в
тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из
двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с
союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а,
но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках
изученного;
разбирать доступные
слова
по
составу; подбирать однокоренные
слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы
с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по
плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей
подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным
типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время
чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по
плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
2. Содержание учебного предмета

Родной (русский) язык, 6 класс
Раздел 1. Язык и культура
Краткая

история

(старославянского)

русского
языка

в

литературного
развитии

языка.

русского

Роль

языка.

церковнославянского

Национально-культурное

своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не
свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.

Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной
лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

Современные

неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы
фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических
событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. –
информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные

различия

в

русском

языке,

обусловленные

темпом

речи.

Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм;
заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в
кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах
глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего
времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др.
Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий
географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора,
договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –
ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня
(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных III склонения;
род.п.ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚

порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы
имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в
санаторий

–

не

«санаторию»,

стукнуть

туфлей

–

не

«туфлем»),

родом

существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду –
одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник),
особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший
– не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен –
торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных.

Отражение

вариантов

грамматической

нормы

в

словарях

и

справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование
стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к
собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль;
этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы
похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы
сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного

сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Родной (русский) язык 7 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие
слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и
явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом
речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и
т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с
непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической
норм(махаешь

–

машешь;

обусловливать,

сосредоточивать,

уполномочивать,

оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки
текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Родной (русский) язык 8 класс
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно
русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики
русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная

лексика

в

разговорной

речи,

дисплейных

текстах,

современной

публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и
вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и
незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других
народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]
после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н]
перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные

грамматические

ошибки.

Согласование:

согласование

сказуемого

с

подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского
рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола,
две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих
сестер – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство,
меньшинство.

Отражение

вариантов

грамматической

нормы

в

современных

грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка.
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие
противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной
аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
Родной (русский) язык
9 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой
фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные

толковые

словари.

Отражение

вариантов

лексической

нормы

в

современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на
слово – обижен словами). Правильное употребление предлогово‚ по‚ из‚ св составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы
в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
3. Тематическое планирование

6
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

класс

Тема урока
Язык и культура (7час)
Краткая история русского литературного языка.
Роль церковнославянского языка. Диалекты как часть народной
культуры.
Лексические
заимствования
как
результат
взаимодействия
национальных культур.
Особенности освоения иноязычной лексики.
Современные неологизмы.
Отражение во фразеологии истории и культуры народа.
Современные фразеологизмы.
Культура речи (5 часов)
Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы
произношения отдельных грамматических форм.
Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи.
Лексические омонимы и точность речи.
Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён
существительных.
Нормы
употребления
имён
прилагательных,
числительных,

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17

местоимений. Речевой этикет.
Речь. Текст (5 часов)
Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом.
Тематическое единство текста. Тексты описательного стиля.
Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.
Научный стиль словарная статья. Научное сообщение. Виды ответов
Итоговый урок за курс 6 класса

1
1
1
1
1

Тематическое планирование
7
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17

класс
Количество
часов

Тема урока
Язык и культура (5 часов)
Русский язык как развивающееся явление.
Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы.
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка
Употребление устаревшей лексики в новом контексте.
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Культура речи (4 часа)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка.
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях
Трудные случаи употребления паронимов.Типичные грамматические
ошибки.
Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого
и невербального этикета.
Речь. Текст (8,5 часов)
Традиции русского речевого общения
Текст. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы
Разговорная речь. Спор и дискуссия.
Публицистический стиль. Путевые заметки.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные
особенности.
Язык художественной литературы. Притча.
Итоговый урок за курс 7 класса

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1,5

Тематическое планирование
8 класс
№
урока

Тема урока

Количество
часов

1
2
3

Язык и культура (5 часов)
Исконно русская лексика и её особенности.
1
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.
1
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, 1
современной публицистике.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.
Русский человек в обращении к другим.
Культура речи (4 часа)
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной
речи.
Лексические нормы современного русского литературного языка.
Грамматические нормы современного русского литературного языка
Особенности современного речевого этикета.
Речь. Текст (8 часов)
Информация: способы и средства её получения и переработки.
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы
слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Язык художественной литературы.
Итоговый урок за курс 8 класса

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1,5

Тематическое планирование
9 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Язык и культура (7 часов)
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.
Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в
русском языке.
Развитие русского языка как закономерный процесс.
Основные тенденции его развития.
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.
Переосмысление значений слов в современном русском языке.
Стилистическая переоценка слов.
Культура речи (3 часа)
Активные процессы в области произношения и ударения. Трудные
случаи лексической сочетаемости.
Типичные ошибки в управлении, в построении осложнённого и
сложного предложений..
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.
Речь. Текст (7,5 часов)
Русский язык в интернете.
Виды преобразования текстов.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.
Итоговый урок за курс 9 класса

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».