РП родная литература 6-9класс.

02 – 05
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМАЛИНСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Ульяновка Тамалинского района
Пензенской области
(МБОУ СОШ с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области)
ул. Центральная, 15 с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области
телефон (8-4169) 3-49-29, E-mail: ulscol@mail.ru
ОКПО 47527973, ОГРН 1025801073143
ИНН\КПП 5832003411\583201001
Программа рассмотрена на
педагогическом совете
протокол № 1 от 31.08.2022
и вынесена на утверждение

Утверждаю:
Приказ № _____________
Директор МБОУ СОШ с.
Ульяновка
____________А.А. Цыбяков
«___» ____________

Рабочая программа
основного общего образования
по родной литературе
(6-9 класс)

Составитель: учитель русского языка и литературы Сарычева Ю.Г.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность под руководством учителя;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного
действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:
 овладение навыками смыслового чтения;
 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план,
таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять
сплошной текст);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:











строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной
методической поддержке учителя;
 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:





устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях
становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и
степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста
от научного, делового, публицистического и т.п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,

отраженную в литературном произведении, на уровне не
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:











только

владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.

Устное народное творчество
Учащийся научится:



видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки
художественные средства;
 учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:




характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:






осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;









формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
II. Содержание программы

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или
фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её
непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора
художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие
задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Устное народное творчество.
 Древнерусская литература.
 Русская литература XVIII в.
 Русская литература XIX в.
 Русская литература XX в.

III. Тематическое планирование
( 6 класс )
№

Своеобразие
литературы

2.

Тема

Наименование
разделов, тем

Обще
е
1
родной

Русский фольклор

1

Р/р

1

Значимость чтения и изучения
родной
литературы
для
дальнейшего развития человека.
Родная литература как способ
познания жизни.
Воплощение
в
фольклорных
произведениях
национального

3.

Древнерусская
литература

1

4.

Литература XIX века

1

Поэтический образ
Родины.
1

1

2

5.

Литература XX века

1

характера, народных нравственных
ценностей, прославление силы,
справедливости,
бескорыстного
служения Отечеству.
Сказка «Два Ивана – солдатских
сына».
Выразительное
чтение
произведения.
Характеристика
героев фольклорных произведений.
«Подвиг юноши Кожемяки» из
сказаний о Святославе. Образное
отражение жизни в древнерусской
литературе.
Н.
Г.
Гарин-Михайловский.
«Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество
героя. Годы учебы как череда
тяжких
испытаний
в
жизни
подростка. Мечты и попытки их
реализовать.
Жестокое
нравственное испытание в главе
«Ябеда». Предательство и муки
совести героя. Преодоление героем
собственных слабостей в главе
«Экзамены».
Ф.М.
Достоевский.
«Мальчики».Сострадание
и
сопереживание
в
романе
Ф.М.Достоевского
«Братья
Карамазовы».
Роль
семьи
в
воспитании ребёнка.
Н. Лесков «Человек на часах».
Открытость
и
честность,
требовательность
к
себе,
деликатность по отношению к
окружающим, уважение к личности
и осознание факта неповторимости
каждого человека.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!..
Напишешь это слово…»; М. Ю.
Лермонтов. «Москва, Москва!
люблю тебя, как сын...» (из поэмы
«Сашка»); А. К. Толстой. «Край
ты
мой,
родимый
край»,
«Благовест».
Автор
и
его
отношение к родине в строках
лирических стихотворений.
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».
Ранимость
души
подростка.
Глубина человеческих чувств и
способы их выражения в
литературе..

1

1
Стихи о прекрасном и
неведомом

1

1

2

1

15 ч

2

А.И.
Приставкин.Рассказ
«Золотая
рыбка».
Основная
тематика
и
нравственная
проблематика
рассказаВыразительные
средства
создания
образов.
Воспитание
чувства милосердия, сострадания,
заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася».
Благородство
как
следование
внутренним нравственным идеалам.
А.
Алексин
«Домашнее
сочинение». Взрослые и дети.
Радости и огорчения, расставания,
сомнения
и
открытия,
пора
размышлений о жизни и о себе.
Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит –
пора».Герои-подростки
и
их
взаимоотношения с родителями в
литературе и в жизни.Позиция
автора. Взаимопонимание детей и
родителей. Доброта и дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый
край…», «Снег да снег…», В.Я.
Брюсов. «Весенний дождь», Н.А.
Заболоцкий
«Утро»,
«Подмосковные
рощи»,
А.
Твардовский «Есть обрыв, где я,
играя…», «Я иду и радуюсь…», А.
Вознесенский
«Снег
в
сентябре».Поэтическое
изображение родной природы и
выражение авторского настроения,
миросозерцания.Слияние
с
природой,
эмоциональное
состояние лирического героя.

Тематическое планирование (7 класс)

№
1

2

Наименование
разделов, тем
Русский фольклор

Древнерусская
литература

Количество часов
Общее
Р/Р К/Р
1

1

Тема
Героические былины. «Добрыня
и змей», «Алеша Попович и
Тугарин Змеевич», «Святогорбогатырь»
«Моления Даниила Заточника»памятник
гражданственности,
духовности и нравственности.

3

Литература XVIII
века

4

Литература XIX века

1

1
5
1
6
1
7
1
8
9

1
Литература XX века

1
1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1
Всего

15

1

2

«Повесть о горе-злосчастии».
Тема
трагической
судьбы
молодого
поколения,
старающегося
порвать
со
старыми формами семейнобытового
уклада,
домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе».
Тема
добра
и
зла
в
произведениях
древнерусской
литературы.
А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист.
«На
кончину
Гавриила
Романовича
Державина»
И.А.Крылов.
«Лягушки,
просящие
царя»,
«Обоз».
Историческая основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь».
«Ужасный век, ужасные сердца».
И.С.Тургенев.
«Бурмистр»,
Влияние крепостного права на
людей. «Певцы». Роль таланта
(на выбор).
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня».
«Смех сквозь слезы».
А.И.Куприн.«Изумруд».
Сострадание к «братьям нашим
меньшим».
А.Аверченко.
Вечером».
Характеристика
раннего
творчества писателя. Два мира в
рассказе.
Сатирические
произведения.
Сатира. Юмор.
Тэффи.
«Свои и чужие»..
Проблема
взаимоотношений
между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни».
Средства создания комического в
рассказе.
Н.Заболоцкий.
«Некрасивая
девочка».
Вечная
проблема
красоты (внешней и внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой
рубашке». Трагедия матери,
потерявшей ребенка.
В.Шукшин.
«Критики».
Отношения между поколениями,
проблема «отцов и детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки
нравственности в рассказе.

Тематическое планирование (8 класс)
№
1

Наименование
разделов, тем
Введение.

Количество часов
Общее
Р/Р К/Р
1

2

Из устного народного
творчества

1

1

3

Древнерусская
литература

1

1

4

Литература XVIII
века

1

1

5

Литература XIX века

1

1

Тема
Своеобразие
курса
родной
литературы в 8 классе.
Значение
художественного
произведения
в культурном наследии страны
Фольклорные
традиции
в
русской литературе. Народные
песни в произведениях русской
литерату Роль народных песен
("Как во городе было во Казани"
и "Не шуми, мати зеленая
дубравушка"
и
другие)
в
произведениях Пушкина: «Борис
Годунов»,
«Дубровский»,
«Капитанская
дочка»,
«Бахчисарайский фонтан» или
Народные песни как средство
раскрытия идейного содержания
произведений
Пушкина
и
Некрасова (поэма «Кому на Руси
жить хорошо». Фольклор в поэме
– это пословицы, сказочные
персонажи, загадки).
ры.
А.Никитин. «Хождение за три
моря» или «Житие протопопа
Аввакума,
им
самим
написанное»
памятник
литературы в форме путевых
записей, сделанных купцом из
Твери Афанасием Никитиным во
время его путешествия в
индийское государство Бахмани
в1468 гг.
Карамзин Н.М. Повесть
«
Евгений
и
Юлия».
Произведение «Евгений и Юлия»
как оригинальная «русская
истинная повесть». Система
образов
А.С.Пушкин «Пиковая дама».
Проблема «человек и судьба» в
идейном
содержании
произведения. Система образовперсонажей, сочетание в них
реального и символического
планов, значение образа
Петербурга.

6

1

1

7

Поэзия 19 века.

1

8

Литература XX века

1

9

Проза о Великой
Отечественной войне

1

10

Современная
литература.
Проза о подростках и
для подростков
последних
десятилетий

1

1

Всего

10

7

1

Н.П.Вагнер "Христова детка"или
Павел Засодимский «В метель и
вьюгу».
Рождественские
рассказы. Мотив "божественного
дитя".
А. Толстой. Слово о поэте.
"Князь
Михайло
Репнин".
Исторический
рассказ
о
героическом поступке князя М.
Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория
литературы:
лироэпические произведения, их
своеобразие и виды
А.Т. Аверченко «Специалист»
или
другое
произведение
писателя.
Сатирические
и
юмористические
рассказы
писателя. Тонкий юмор и
грустный смех
писателя.
Л.Кассиль
"Дорогие
мои
мальчишки»
(главы).
Изображение жизни мальчишек
во время
Великой Отечественной войны,
история
о
трудностях,
опасностях и приключениях, о
дружбе, смелости и стойкости.
Д. Гранин и А. Адамович
«Блокадная книга».
(По выбору). –Героизм жителей
осажденного
фашистами
Ленинграда,
переживших
тяжелейшие блокадные дни.
Нравственная
проблематика,
гуманистическое
звучание
произведений.
Д.Доцук.
Рассказ
о
писательнице. "Голос"- повесть о
том, как побороть страхи. Жизнь
современных
подростков
в
жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые
острова»
(фрагменты)-повесть
о
мальчишках,
которые едва ли не большую
часть
своей
жизни
проводят
в
больнице, но это не мешает им
играть,

Тематическое планирование (9 класс)

№

Наименование
разделов, тем

1

Количество часов
Общее
Р/Р К/Р
1

Древнерусская
литература
Из литературы XVIII
века
2
3

4

1

Из литературы XIX

5

6

1

1

1

Из литературы XX
века

1

7

1

8

1

9

1

10

1

1

Тема
Особенности
развития
древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема единения
Русской земли..
«История
государства
Российского»
(фрагмент).
«Уважение к минувшему» в
исторической
хронике
Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века.
Басня «Ворона и лиса» В. К.
Тредиаковского и А. П.
Сумарокова.
Образ родной природы в стихах
поэтов XIX в. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит,
тишина
ли
ночная…».
Поэтические традиции XIX века
в творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский
А.А.
«Вечер на бивуаке». Лицемерие
и эгоизм светского общества и
благородство
чувств
героя
рассказа
И.А.Бунин. Рассказы из цикла
«Темные аллеи». «Холодная
осень».
А.Толстой. «Русский характер»
своеобразный
итог
рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын
А.И.
Цикл
«Крохотки» – многолетние
раздумья автора о человеке, о
природе,
о
проблемах
современного общества и о
судьбе России.
Ю. Бондарев.
Рассказ
«Простите нас!»
Безнравственность
забвения
человека
человеком.
Тема
благодарности
воспитавшим нас людям,
памяти о них.
Психологизм рассказа Юрия

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

Всего

16

Казакова «Запах хлеба». (или
К.Г.Паустовский.
«Телеграмма».
Отношение
Насти
к
матери.
Смысл
названия рассказа)
А.Грин. «Зеленая лампа». Что
нужно человеку для счастья.
Глубина
философского
обобщения в рассказе А.
Платонова «В прекрасном и
яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Трагическая судьба человека в
годы Великой Отечественной
войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив
времени – один из основных
мотивов
рассказа.
Тема
нравственного выбора. Образ
«вечной Сонечки»
Е.
Габова.
Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания
между людьми.
Захар
Прилепин.
«Белый
квадрат».
Нравственное
взросление
героя
рассказа.
Проблемы
памяти,
долга,
ответственности, непреходящей
человеческой
жизни
в
изображении писателя
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».