РП Астрономия 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования Пензенской области‌‌
‌Отдел образования Тамалинского района‌
МБОУ СОШ с. Ульяновка

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
естественноматематического цикла

зам.дир.по УВР

директор школы

________________________ ________________________

Сарычева Ю.Г.
Цыбяков А.А.
________________________ Приказ №49/5 от «30» 08
Приказ № 49/6 от «30» 08
Кузенкова М.В. 2023 г.
2023 г.
Протокол М.В. от «30» 08
2023 г.

‌

Рабочая программа
по учебному предмету «Астрономия» для среднего общего образования
(базовый уровень)

с. Ульяновка‌2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» на уровне среднего общего
образования составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ;
- ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом МинпросвещенияРФ
от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС СОО), с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 N 287,
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС СОО;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022;
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
предмета «Астрономия», одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021;
- Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ с. Ульяновка Тамалинского района
Пензенской области;
- Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей, курсов
внеурочной деятельности МБОУСОШ с. Ульяновка.
Содержание программы направлено на формирование естественно-научной
грамотности учащихся и организацию изучения Астрономии на деятельностной основе.
В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС СОО к
планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также
межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне среднего
общего образования. В программе определяются основные цели изучения Астрономии
на уровне среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса
Астрономии: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне). Программа
устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам),
предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике
развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей учащихся, а также
примерное тематическое планирование с указанием количества часов на изучение
каждой темы и примерной характеристикой учебной деятельности учащихся,
реализуемой при изучении этих тем. При разработке рабочей программы в тематическом
планировании учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), реализующих дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей
эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или
регионального компонента.
Цели и задачи:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни; - формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно
физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира
на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В процессе обучения астрономии обеспечивается формирование у школьников
естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальной компетенции.
Схема естественнонаучная грамотность (потребность — цель — способ — результат)
позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между
образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами,
полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными
образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными
действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучная
грамотность позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт
принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов,
начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях
продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом,
предметные задачи в курсе астрономии в формате PISA позволяет формировать у
обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной
организации собственной жизни, создаёт условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления
Место учебного предмета в учебном плане

Изучение курса рассчитано на 34 часа. Важную роль в освоении курса играют
проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика
планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они
(за 4 исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное
время. Во вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут
быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих
объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
11 класс
Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Раздел 2. Практические основы астрономии.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Раздел 3. Строение Солнечной системы.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты
гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты
карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Раздел 5. Солнце и звезды.
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.

Раздел 7. Жизнь и разум во Вселенной.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радио - астрономии
для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество
заявляет о своем существовании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на
основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий; - формирование убежденности в возможности познания законов природы и
их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
- альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее
эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Регулятивные УУД:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.
Познавательные УУД:
- классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
формулировать выводы и заключения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- выполнять познавательные и практические задания;

- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свою позицию.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены
в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов
деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом
именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей
образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в
процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
- цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть
направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области
определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на
создание продукта, имеющего значимость для других;
- учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована
таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со
значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного
рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной
деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах
деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков,
реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Изучение предметной области "Естественные науки" должно обеспечить:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду,
экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности
человека;
- создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской,
творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и
обобщать научную информацию;
- сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской
и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Требования ФГОС СОО (базовый уровень) к предметным результатам освоения
учебного предмета «Астрономия» должны отражать:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Содержание учебного предмета
«Астрономия»
11 класс
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной
деятельности.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (1 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд
на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное
движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и
Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты. Метеоры, болиды и
метеориты.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его
энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды
— далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр,
цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость».
Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие
мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии
для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Основная форма организации учебного занятия: урок
Основные типы учебных занятий:


Урок получения нового знания (виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия,
исследование, составление проекта)



Урок закрепления новых знаний (виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа,
проект, деловая игра, конкурс, КВН, викторина)



Урок обобщения и систематизации (виды: семинар, собеседование, исследование,
дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины)



Урок проверки и оценки знаний (виды: зачеты, тесты, фронтальный опрос,
контрольные работы)



Комбинированный урок.

№ урока

Основным типом урока является комбинированный.

1
2
3
4
5
6
7

Тематическое планирование по астрономии
Тема урока
Количес Домашнее
тво
задание
часов
Предмет астрономии
Особенности астрономии и её методов
Телескопы
Звёзды и созвездия
Небесные координаты и звёздные карты
Видимое движение звёзд на различных
географических широтах
Годичное движение Солнца по небу.

1
1
1
1
1
1

§1
§ 2(1)
§ 2(2)
§3
§4
§5

1

§6

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Эклиптика
Движение и фазы Луны
Затмения Солнца и Луны
Время и календарь
Развитие представлений о строении мира
Конфигурация планет. Синодический
период
Законы движения планет Солнечной
системы
Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе
Движение небесных тел под действием сил
тяготения
Движение искусственных спутников Земли
и космических аппаратов
Общие характеристики планет. Строение
Солнечной системы
Система Земля — Луна
Планеты земной группы
Планеты-гиганты
Спутники планет
Карликовые планеты
Малые тела Солнечной системы
Состав и строение Солнца
Атмосфера Солнца и солнечная активность
Определение расстояний. до звёзд.
Видимая и абсолютная звёздные величины
Спектры, цвет и температура звёзд.
Диаграмма «спектр — светимость»
Определение массы звёзд. Двойные звёзды
Размеры и модели звёзд
Переменные и нестационарные звёзды
Наша Галактика
Другие звёздные системы — галактики
Основы современной космологии
Жизнь и разум во Вселенной

1
1
1
1
1

§7
§8
§9
§ 10
§ 11

1

§ 12

1

§ 13

1

§ 14(1-5)

1

§ 14(6)

1

§ 15, § 16,

1
1
1
1
1
1
1
1
1

§ 17
§ 18
§ 19 (1)
§ 19(2)
§ 20 (2)
§ 20 (1,3,4)
§ 21 (1,2)
§ 21 (3,4)
§ 22(1,2)

1

§ 22 (3,4)

1
1
1
1
1
1
1

§ 23 (1,2)
§ 23 (3,4)
§ 24
§ 25
§ 26
§ 27
§ 28

Учебно-методическое обеспечение
1) Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс»,
М. Дрофа, 2020
2) Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11
класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1) https://shop.prosv.ru/astronomiya--bazovyj-uroven--10-11-klassy--elektronnayaformauchebnika21102
2) https://рси-рф.рф/catalog/oborudovanie-dlya-sredney-i-starshy-shkoly/kabinetastronomii/
elektronnye-obrazovatelnye-resursy-1/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-poastronomii-11klass-obl/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».