РП Химия 11

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Химия 11» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
 – раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и
в практической деятельности человека;
 – демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
 – раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
 – понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе
объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от
электронного строения атомов;
 – объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и
строении;
 – применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
 – составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей
информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу
соединений;
 – характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 – приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных
представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения
области применения;
 – прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах
химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
 – использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного
применения в практической деятельности;
 – приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука,
ацетатного волокна);
 – проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты,
непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и
косметических средств;
 – владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
 – устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
 – приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
 –
приводить
примеры
окислительно-восстановительных
реакций
в
природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
 – приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства
простых веществ – металлов и неметаллов;
 – проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам
сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав;
 – владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
 – осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
 – критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях



с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:






– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на
различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования
принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и
строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ.

(2 часа в неделю – 168 часов)
Распределение учебных часов по разделам программы
№п/п
Разделы (темы) курса
1 Строение атома и периодический закон
Д.И.Менделеева
2
3
4
5
6

Строение вещества.
Химические реакции
Вещества и их свойства
Повторение курса
Итоговая контрольная работа
Итого:

Кол-во часов
4

20
16
18
9
1
68

Содержание курса

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а.
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень.
Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов
Периодической системы Д.И. Менделеева ( переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p –
орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и
а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение
периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера
группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (
главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.
Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Лабораторный опыт .1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием
карточек.
Тема 2. Строение вещества
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные
кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная
ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно –
акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические
решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.

М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строение атомов металлов.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка . Свойства веществ с
этим типом связи .
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь .Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная
связь .Значение водородной в организации структур биополимеров .
П о л и м е р ы .Пластмассы : термопласты и реактопласты , их представители и применение
.Волокна : природные (растительные и животные )и химические (искусственные и синтетические )
,их представители и применение .
Г а з о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Три агрегатных состояния воды. Особенности
строения газов .Молекулярный объем газообразных веществ .
Примеры газообразных природных смесей : воздух , природный газ .Загрязнение атмосферы
(кислотные дожди , парниковый эффект ) и борьба с ним .
Представители газообразных веществ : водород , кислород , углекислый газ , аммиак, этилен .Их
получение , собирание и распознание .
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а . Вода .потребление воды в быту и на производстве
.Жесткость воды и способы её устранения .
Минеральные воды , их использование в столовых и лечебных целях .
Жидкие кристаллы и их применение .
Т в ё р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни
человека , их значение и применение .Кристаллическое строение вещества .
Д и с п е р с н ы е
с и с т е м ы .Понятие о дисперсных системах .Дисперсная фаза и
дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния
дисперсионной среды и дисперсионной фазы .
Грубодисперсные системы : эмульсии , суспензии , аэрозоли .
Тонкодисперсные системы : гели и золи .
С о с т а в в е щ е с т ва и с м е с е й .Вещества молекулярного и немолекулярного строения .Закон
постоянства состава веществ .
Понятие «доля» и её разновидность : массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в
смеси – доля примесей , доля растворённого вещества в растворе) и объёмная .Доля выхода продукта
реакции от теоретически возможного .
Демонстрации. .Модель кристаллической решётки хлорида натрия .Образцы минералов с ионной
кристаллической решёткой : кальцита , галита .Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или
йода), алмаза , графита (или кварца).Модель молекулы ДНК .Образцы пластмасс
(фенолоформальдегидные , полиуретан , полиэтилен , полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из
них. Образцы волокон (шерсть , шёлк , ацетатное волокно , капрон , лавсан , нейлон ) и изделия из
них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая , кварц , оксид алюминия , природные
алюмосиликаты ). Модель молекулярного объёма газов .Три агрегатных состояния воды .Образцы
накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения
.Приборы на жидких кристаллах .Образцы различных дисперсных систем : эмульсий , суспензий ,
аэрозолей , гелей и золей .Коагуляция .Синерезис .Эффект Тиндаля .
Лабораторные опыты .2 .Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его
свойств .3.Ознакомление с коллекцией полимеров : пластмасс и волокон и изделия из них .4
.Испытание воды на жесткость .Устранение жесткости воды .5. Ознакомление и минеральными
водами .6 Ознакомление с дисперсными системами .
Практическая работа № 1 . Получение , собирание и распознавание газов .
Тема 3 .Химические реакции
Р е а к ц и и , и д у щ и е б е з и з м е н и я с о с т а в а в е щ е с т в .Аллотропия и аллотропные
видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора
.Озон , его биологическая роль .
Изомеры и изомерия .
Р е а к ц и и , и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в .Реакция соединения ,
разложения , замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и

эндотермические .Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения .Реакции
горения , как частый случай экзотермических реакций .
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и .Скорость химической реакции .Зависимость
скорости химической реакции от природы реагирующих веществ , концентрации , температуры ,
площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные .Понятие о
катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы , особенности их
функционирования .
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й . Необратимые и обратимые химические реакции
.Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций . Способы смешения
химического равновесия на примере синтеза аммиака . Понятие об основных научных принципах
производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты .
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к и х р е а к ц и и .Истинные растворы . Растворимость и
классификация веществ по этому признаку : растворимые . малорастворимые и нерастворимые
вещества .
Электролиты и неэлектролиты .Электролитическая диссоциация .Кислоты , основания и соли с
точки зрения теории электролитической диссоциации .
Химические свойства воды : взаимодействие с металлами , основными и кислотными оксидами ,
разложение и образование кристаллогидратов .Реакции гидратации в органической химии .
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о г а н и че с к и х с о е де н е н и й .Необратимый
гидролиз .Обратимый гидролиз солей .
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла
и спирта .Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии
в клетке .
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и . Степень окисления .Определении
степени окисления по формуле соединения . Понятие об окислительно – восстановительных
реакциях . Окисление и восстановление , окислитель и восстановитель .
Э л е к т р о л и з . Электролиз как окислительно – восстановительный процесс .Электролиз
расплавов и растворов на примере хлорида натрия .Практическое применение электролиза .
Электролитическое получение алюминия .
Демонстрации. .Превращение красного фосфора в белый . Озонатор .Модели молекул н – бутана и
изобутана .Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов
различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия
одинаковых кусочков различных металлов (магния , цинка , железа)с соляной кислотой
.Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной
концентрации и температуры .Модель кипящего слоя . Разложение пероксида водорода с помощью
катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля . Примеры
необратимых реакций , идущих с образованием осадка , газа или воды .Взаимодействие лития и
натрия с водой .Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде ; испытание полученного
раствора лакмусом
.Образцы кристаллогидратов .Испытание растворов электролитов и
неэлектролитов на предмет диссоциации . Зависимость степени электролитической диссоциации
уксусной кислоты от разбавления раствора . Гидролиз карбида кальция . Гидролиз карбонатов
щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II) .Получение мыла .Простейшие окислительно –
восстановительные реакции : взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором
сульфата меди (II). Модель электролизера .Модель электролизной ванны для получения алюминия .
Лабораторные опыты .7.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса .8
.Реакции , идущие с образованием осадка , газа и воды .9.Получение кислорода разложением
пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля .10.Получение
водорода взаимодействием кислоты с цинком .11 Различные случаи гидролиза солей .
Тема 4 Вещества и их свойства
М е т а л л ы .Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором , серой и
кислородом).Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой .Электрохимический
ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей .Алюминотермия
.Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом .

Коррозия металлов .понятие о химической и электрохимической коррозии металлов .Способы
защиты металлов от коррозии .
Н е м е т а л л ы .Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей
неметаллов .Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом
).Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными
неметаллами и сложными веществами - окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Классификация кислот .Химические
свойства кислот : взаимодействие с металлами , оксидами металлов , гидроксидами металлов ,
солями , спиртами (реакция этерификации ) .Особые свойства азотной и концентрированной серной
кислоты .
О с н о в н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Основания , их классификация
.Химические свойства оснований : взаимодействие с кислотами , кислотными оксидами и солями
.Разложение растворимых оснований .
С о л и .Классификация солей : средние , кислые и основные .Химические свойства солей :
взаимодействие с кислотами , щелочами , металлами и солями .Представители солей и их значение
.Хлорид натрия , карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли);
гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид - , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органическ
и х с о е д и н е н и й .Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд
неметалла .Особенность генетического ряда в органической химии .
Демонстрации. .Коллекция образцов металлов .Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором , железа
и серы .Горения магния и алюминия в кислороде .Взаимодействие щелочноземельных металлов с
водой .Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия.
Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой . Результаты коррозии металлов в
зависимости ио условий их протекания. коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной
воды с раствором бромида ( иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление
концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром,
целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат
кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих
гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды
уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13.
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие
соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты
и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17.
Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б)
неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих
некоторые соли.
Практическая работа № 2 Химические свойства кислот
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ

Тематическое планирование
химии
11 класса
( по учебнику О.С. Габриеляна – базовый уровень.)
( 2 раза в неделю, 68 часов)
№

1
2
3
4

5.
6
7
8
9
10
11
12
13
14.
15
16
17
18
19
20.
21
22
23
24

25
26
27
28
29

Тема урока

Кол-во
часов

Тема №1 Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

4

Атом – сложная частица. Основные сведения о строении атома.
Инструктаж по ТБ.
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделееваграфическое отображение периодического закона.
Значение Периодической закона
Тема № 2Строение вещества.

1

Ионная химическая связь.
Ковалентная химическая связь.
Молекулярные и атомные кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь.
Водородная химическая связь.
Обобщение « Строение атома, Периодический закон, типы связи»
Полимеры. Пластмассы. Органические полимеры.
Волокна, их представители и применение. Природные волокна
Неорганические полимеры
Газообразное состояние вещества. Особенности газов.
Пр.р. № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Жидкие вещества. Вода.
Твердые вещества.
Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели).
Грубодисперсные системы
Коллоидные системы
Состав вещества. Смеси. Истинные растворы. Способы выражения
концентрации растворов.
Решение расчетных задач.
Решение задач
Обобщающий урок.
Контрольная работа №1 «Строение вещества»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема № 3 Химические реакции
Классификация химических реакций, протекающих без изменения
состава веществ
Классификация химических реакций, протекающих с изменением
состава веществ
Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения.
Скорость химической реакции.
Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

16
1

1
1
1
20

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

30
31

Обратимость химических реакций.
Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье.

1
1

32
33
34

Роль воды в химических реакциях.
Степень электролитической диссоциации.
Реакции гидратации в органической химии.

1
1
1

35
36
37
38

Гидролиз органических и неорганических соединений.
Применение гидролиза.
Окислительно – восстановительные реакции.
Электролиз. Значение электролиза.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Контрольная работа № 2 « Химические реакции»
Тема № 4 Вещества и их свойства
Металлы. Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1
1
1
1
1
1
18
1
1
1

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58
5967
68

Общий обзор неметаллов.
1
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.
1
Кислоты, их классификация и химические свойства.
1
Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
1
Практическая работа № 2 Химические свойства кислот
1
Решение расчетных задач
1
Основания, их классификация и химические свойства.
1
Решение расчетных задач.
1
Решение расчетных задач
1
Соли, их классификация и химические свойства.
1
Генетическая связь между классами неорганических и органических
1
веществ.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на 1
распознавание веществ
Решение генетических цепочек превращений
1
Обобщение и систематизация знаний по теме
« Вещества и их
1
свойства»
1
Контрольная работа № 4 по теме
« Вещества и их свойства»
Повторение курса
9
Итоговая контрольная работа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».