РП Информатика 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Пензенской области
МБОУ СОШ с. Ульяновка

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО естественно-математического
цикла Руководитель

Зам.дир по УВР

Директор школы

________________________
Кузенкова М.В.

________________________ ________________________
Сарычева Ю.Г.
Цыбяков А.А.
Приказ 49/5 от «30» 08 23 Приказ № 49/6 от «30» 08
г.
23 г.

Протокол № 1 от «30» 08 23 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
для обучающихся 9 классов

с.Ульяновка 2023

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике в 9-х классах разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями), с учётом
авторской программы по информатике Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ [Информатика. Программа
для основной школы: 5 - 6 классы. 7 - 9 классы/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013], Основной общеобразовательной программы МБОУ «СОШ с УИОП № 7».
Для реализации содержания

учебного предмета «Информатика» в 9

классе МБОУ «СОШ с УИОП № 7» используется учебник: Босова Л.Л.,
Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2016. Данный учебник включен в федеральный список учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ с УИОП № 7» на изучение предмета «Информатика» отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Цели и задачи освоения учебного предмета
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития
представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики

и ИКТ; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитание
стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с
применением средств ИКТ.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Информатика
Темы и их содержание

Формы

организации Основные УУД

учебных занятий
Тема 1. Моделирование и словесные методы обу- Аналитическая деятельность:
формализация (9 часов)

чения (рассказ, объясне-

•

осуществлять системный ана-

Понятия натурной и инфор- ние, беседа, работа с

лиз объекта, выделять среди

мационной моделей.

его

учебником, рабочей тет-

свойств

существенные

Виды информационных мо- радью);

свойства с точки зрения целей

делей (словесное описание,

моделирования;

таблица,

график,

диа- наглядные

методы

•

оценивать адекватность мо-

грамма, формула, чертеж, (наблюдение, иллюстра-

дели моделируемому объекту

граф, дерево, список и др.) и ция,

и целям моделирования;

демонстрация

их назначение. Модели в ма- наглядных

пособий,

•

определять вид информацион-

тематике, физике, литера- презентаций);

ной модели в зависимости от

туре, биологии и т. д. Ис-

стоящей задачи;

пользование моделей в прак- практические
тической

методы

деятельности. (устные и письменные

•

анализировать пользовательский интерфейс используе-

Оценка адекватности модели упражнения, практиче-

мого программного средства;

моделируемому объекту и ские работы за ПК);

•

целям моделирования.

возможности применения про-

Компьютерное моделирова- метод проектов;

граммного средства для реше-

ние. Примеры использова-

ния типовых задач;

ния компьютерных моделей

•

при решении научно-техни-

чия в разных программных

ческих задач.

продуктах, предназначенных

определять

условия

и

выявлять общее и отли-

Реляционные базы данных.

для решения одного класса за-

Основные

дач.

понятия,

типы

данных, системы управления

•

Практическая

деятель-

базами данных и принципы

ность:

работы с ними. Ввод и ре-

•

дактирование записей. По-

вать различные информацион-

иск, удаление и сортировка

ные модели (таблицы, диа-

данных.

граммы, графы, схемы, блок-

строить и интерпретиро-

схемы алгоритмов);
•

преобразовывать объект

из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями

в

полноте информации;
•

исследовать с помощью

информационных

моделей

объекты в соответствии с поставленной задачей;
•

работать с готовыми ком-

пьютерными моделями из различных предметных областей;
•

создавать однотабличные

базы данных;
•

осуществлять поиск за-

писей в готовой базе данных;
•

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных

Тема 2. Алгоритмизация и словесные методы обу- Аналитическая деятельность:
программирование. (8 ча- чения (рассказ, объяснесов)

ние, беседа, работа с

Этапы решения задачи на учебником, рабочей теткомпьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на

•

выделять этапы решения задачи на компьютере;

•

радью);

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

•

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

подзадачи, понятие вспомо-

наглядные

методы

гательного алгоритма. Вы-

(наблюдение, иллюстра-

зов вспомогательных алго-

ция,

ритмов. Рекурсия.

наглядных

Практическая деятельность:
•

демонстрация

для конкретных исходных дан-

пособий,

Управление, управляющая и презентаций);

исполнять готовые алгоритмы
ных;

•

управляемая системы, пря-

разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

мая и обратная связь. Управ- практические

методы

•

разрабатывать программы для

ление в живой природе, об- (устные и письменные

обработки одномерного мас-

ществе и технике.

упражнения, практиче-

сива:

ские работы за ПК);

(нахождение

минимального

(максимального) значения в
метод проектов;

дан ном массиве; подсчет количества элементов массива,
удовлетворяющих

некото-

рому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение

количества

и

суммы всех четных элементов
в массиве;
сортировка элементов массива
и пр.)
Тема 3. Обработка число- словесные методы обу- Аналитическая деятельность:
вой информации. (6 часов)

чения (рассказ, объясне-

•

анализировать пользователь-

Электронные таблицы. Ис- ние, беседа, работа с

ский интерфейс используе-

пользование формул . Отно- учебником, рабочей тет-

мого программного средства;

сительные, абсолютные и радью);

•

смешанные ссылки. Выпол-

ности применения программ-

нение расчетов. Построение наглядные

методы

ного средства для решения ти-

графиков и диаграмм. Поня- (наблюдение, иллюстратие о сортировке (упорядо- ция,
чивании) данных.

определять условия и возмож-

демонстрация

наглядных
презентаций);

пособий,

повых задач;
•

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

практические

методы Практическая деятельность:

(устные и письменные

•

создавать электронные таб-

упражнения, практиче-

лицы, выполнять в них рас-

ские работы за ПК);

четы по встроенным и вводимым пользователем форму-

метод проектов;

лам;
•

строить диаграммы и графики
в электронных таблицах

словесные методы обу- Аналитическая деятельность:

Тема 4.

Коммуникационные техно- чения (рассказ, объясне-

•

выявлять общие черты и отли-

логии (10 часов)

ние, беседа, работа с

чия способов взаимодействия

Локальные и глобальные

учебником, рабочей тет-

на основе компьютерных се-

компьютерные сети. Интер-

радью);

тей;

нет. Скорость передачи ин-

•

формации. Пропускная спо-

наглядные

собность канала. Передача

(наблюдение, иллюстра-

информации в современ-

ция,

ных системах связи. Взаи-

наглядных

модействие на основе ком-

презентаций);

пьютерных

сетей:

методы

демонстрация

анализировать

доменные

имена компьютеров и адреса
документов в Интернете;
•

пособий,

приводить примеры ситуаций,
в которых требуется поиск информации;

элек-

•

анализировать и сопоставлять

тронная почта, чат, форум,

практические

методы

различные источники инфор-

телеконференция, сайт. Ин-

(устные и письменные

мации, оценивать достовер-

формационные

упражнения, практиче-

ность найденной информации;

ресурсы

компьютерных сетей: Все-

ские работы за ПК);

•

мирная паутина, файловые
архивы.

распознавать потенциальные
угрозы и вредные воздействия,

метод проектов;

связанные с ИКТ; оценивать

Технологии создания сайта.

предлагаемые пути их устра-

Содержание и структура

нения.

сайта. Оформление сайта.

Практическая деятельность:

Размещение сайта в Интер-

•

нете.
Базовые

осуществлять взаимодействие
посредством электронной по-

представления

о

правовых и этических аспек-

чты, чата, форума;

тах использования компью-

•

определять

минимальное

терных программ и работы в

время, необходимое для пере-

сети Интернет.

дачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками;
•

проводить поиск информации
в сети Интернет по запросам с
использованием

логических

операций;
•

создавать с использованием
конструкторов
комплексные

(шаблонов)
информацион-

ные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Информатика
Личностные результаты освоения учебного предмета


наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;



понимание роли информационных процессов в современном мире;



владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;



ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;



развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;



способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях
развития информационного общества;



готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;



способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками
и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности;



способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни
за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета


владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;



владение информационно-логическими умениями: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;



владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;



ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
навыки создания личного информационного пространства (обращение с
устройствами ИКТ; создание письменных сообщений; создание графических объектов; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты освоения учебного предмета


Выпускник научится:



декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;



оперировать единицами измерения количества информации;



оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);



записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;



составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять
значение логического выражения; строить таблицы истинности;



анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы,
схемы и др.);



перекодировать информацию из одной пространственно-графической
или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать
графическое представление



(визуализацию) числовой информации;

выбирать форму представле-

ния данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;


строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.



понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет
наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;



оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);



понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др .; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;



исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;



составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;



исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;



исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;



исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом
языке;



понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;



определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;



разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции .



называть функции и характеристики основных устройств компьютера;



описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;



подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;



оперировать объектами файловой системы;



применять основные правила создания текстовых документов;



использовать средства автоматизации информационной деятельности
при создании текстовых документов;



использовать основные приемы обработки информации в электронных
таблицах;



работать с формулами;



визуализировать соотношения между числовыми величинами;



осуществлять поиск информации в готовой базе данных;



основам организации и функционирования компьютерных сетей;



составлять запросы для поиска информации в Интернете;



использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций .

Выпускник получит возможность:



углубить и развить представления о современной научной картине мира,
об информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;



научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;



научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного
символами произвольного алфавита;



научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;



познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в
том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений,
звука;



научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;



научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;



сформировать представление о моделировании как методе научного познания;



о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;



научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;



исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;



составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;



определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с заданной системой команд;



подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;



по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;



исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами;
определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);



разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;



разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;



научиться систематизировать знания о принципах организации файловой
системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;



научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных
сфер человеческой деятельности с применение средств информационных
технологий;



научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;



расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;



научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;



познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка
надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); закрепить представления о требованиях
техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;



сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Информатика
№№

Тема

урока
1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

2.

Моделирование как метод познания.

3.

Словесные модели.

4.

Знаковые модели.

5.

Графические модели.

6.

Использование графов при решении задач.

7.

Табличные модели.

8.

Использование таблиц при решении задач.

9.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

10.

Система управления базами данных.

11.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

12.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

13.

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

Тема «Алгоритмизация и программирование»
14.

Этапы решения задачи на компьютере.

15.

Задача о пути торможения автомобиля.

16.

Решение задач на компьютере.

17.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

18.

Различные способы заполнения и вывода массива.

19.

Вычисление суммы элементов массива.

20.

Последовательный поиск в массиве.

21.

Сортировка массива.

22.

Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа.

23.

Конструирование алгоритмов.

24.

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот.

25.

Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот.

26.

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.

27.

Функции.

28.

Алгоритмы управления.

29.

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

30.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа

Тема «Обработка числовой информации»
31.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

32.

Основные режимы работы ЭТ

33.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

34.

Встроенные функции.

35.

Логические функции.

36.

Организация вычислений.

37.

Сортировка и поиск данных.

38.

Диаграмма как средство визуализации данных.

39.

Построение диаграмм и графиков

40.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

41.

Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Тема «Коммуникационные технологии»
42.

Локальные и глобальные компьютерные сети

43.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

44.

Доменная система имен. Протоколы передачи данных

45.

Всемирная паутина. Файловые архивы

46.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

47.

Технологии создания сайта.

48.

Содержание и структура сайта.

49.

Оформление сайта.

50.

Размещение сайта в Интернете.

51.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии».

52.

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

Итоговое повторение
53.

Информация и информационные процессы.

54.

Файловая система персонального компьютера.

55.

Системы счисления и логика.

56.

Таблицы и графы.

57.

Обработка текстовой информации.

58.

Передача информации и информационный поиск.

59.

Вычисления с помощью электронных таблиц.

60.

Обработка таблиц: выбор и сортировка записей.

61.

Алгоритмы и исполнители.

62.

Программирование.

63.

Итоговое тестирование.

66-68

Резерв.

5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГ ПРОЦЕССА

1.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

2.

Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

3.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20015.

4.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

5.

Авторская мастерская (http:// metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».