РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Шахматы»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Тамалинского района
МБОУ СОШ с. Ульяновка

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
спортивно-трудового
цикла
Руководитель

Зам.дир .ВР

Директор школы

________________________ ________________________

Стряпчева А.С.
Цыбяков А.А.
Приказ №49/5 от «30» 08
Приказ №49/6 от «30» 08
23
г.
23 г.
________________________
Стряпчева А.С.
Протокол №1 от «30» 08
23 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Шахматы»
(Основного общего образования)

Ульяновка 2023

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения составлена на
основе требований ФГОС основного общего образования, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания
учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы и программы
развития вида спорта «шахматы» в Российской Федерации.
В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого
обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического
сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд
системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей обучающихся в рамках единого образовательного
пространства Российской Федерации.
В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат благотворно
скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет
способствовать

формированию

нравственных

качеств,

изобретательности

и

самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух
здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет
шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального
решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на
доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования
конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют
появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в
любой жизненной ситуации.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную
игру.
Курс внеурочной деятельности «Шахматы» изменяет характер и содержание труда

учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей:
интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание
учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям
ФГОС основного общего образования.
«Шахматы» – курс, который может быть использован в общеобразовательной
школе для изучения шахматной теории и практики и включён в план внеурочной
деятельности.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения
готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных
метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической
парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует
изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС ООО, форма
проведения современного занятия не монолог учителя, а его конструктивный диалог с
учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения
поставленной учебной задачи.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как
рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным
со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию
человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные
решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на
равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано
и понято, а мысли ценны.
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс
обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных
организаций:


компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для

обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании
(шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в
школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);


возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного

возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;



высокая степень травмобезопасности.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и
даны

характеристики

видов

деятельности

обучающихся.

Эти

характеристики

ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Место курса «Шахматы» в учебном плане внеурочной деятельности.
В первый год обучения на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 34
часа.
Содержание курса внеурочной деятельности
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат,
знакомство с ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение
пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии,
материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.
Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур,
дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого
материального преимущества.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар»,
«нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной
шах», «мат по последней горизонтали».
Участие в школьном шахматном празднике.
Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:


проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России через достижения отечественной сборной команды страны на мировых
первенствах, чемпионатах Европы, Всемирных шахматных олимпиад;


проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и

взаимодействия,

нравственного

поведения,

проявление

положительных

качеств

личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение
проблем в процессе занятий шахматами;


ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил

безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии шахматами.
Метапредметные результаты:


умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения

средствами шахмат, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в
физкультурно-спортивном направлении;


умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных

способов решения задач средствами плавания в учебной, игровой, соревновательной и
досуговой деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами в
шахматах, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных
условий;


умение

владеть

основами

самоконтроля,

самооценки,

выявлять,

анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических
приемов и соревнований по шахматам;


умение

организовывать

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета.
Предметные результаты:


понимание значения шахмат как средства развития общих способностей и

повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления

здоровья человека;


знание правил проведения соревнований по шахматам в учебной,

соревновательной и досуговой деятельности;


владение

правилами

поведения

и

требованиями

безопасности

при

организации занятий шахматами;


участие в соревновательной деятельности внутри школьных этапов

различных соревнований, фестивалей, конкурсов по шахматам;


знание и выполнение тестовых упражнений по шахматной подготовленности

для участия в соревнованиях по шахматам.
Тематическое планирование
Наименование КолХарактеристика видов
Содержание
разделов и тем
во
деятельности учащихся
программы
часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории
1
Сведения о
Имеют представление об
шахмат
возникновении шахмат и
истории возникновения шахмат
появлении их на Руси,
и появления их на Руси.
первое знакомство с
Знают о вкладе чемпионов мира
чемпионами мира по
по шахматам в развитие
шахматам и ведущими
шахматной культуры.
шахматистами мира.
Сведения о каждом
чемпионе мира по
шахматам, их вкладе в
развитие шахмат,
знакомство с ведущими
шахматистами мира.
Базовые
25
Изучение основ
Знают основные шахматные
понятия
шахматной игры:
термины: белое и чёрное поле,
шахматной
шахматная доска,
горизонталь, вертикаль,
игры
шахматные фигуры,
диагональ, центр, начальное
начальная позиция фигур, положение, белые, чёрные, ход,
шахматная нотация,
взятие, взятие на проходе,
ценность фигур,
длинная и короткая рокировка,
нападение, взятие,
шах, мат, пат, ничья. Правила
шахматная нотация, шах и хода и взятия каждой фигуры.
защита от шаха, мат, пат,
Умеют правильно располагать
рокировка, взятие на
шахматную доску и расставлять
проходе, превращение
фигуры перед игрой,
пешки, матование
записывать шахматную
одинокого короля
позицию и партию, рокировать,
различными фигурами,
объявлять шах, ставить мат,

начало шахматной партии,
материальное
преимущество, правила
шахматного этикета,
дебютные ошибки.
Шахматная комбинация:
выигрыш материала.
Основы дебюта: развитие
фигур, дебютные
ловушки, короткие
партии. Основы
эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.

Конкурсы
решения
позиций

Соревнования

решать элементарные задачи на
мат в один ход, играть каждой
фигурой в отдельности и в
совокупности с другими
фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса,
разыгрывать партию с
партнёром.
Знают способы защиты в
шахматной партии,
элементарные шахматные
комбинации, имеют
представление о дебютных
ловушках и о том, как в них не
попадаться. Умеют видеть
нападение и защищать свои
фигуры от нападения партнёра,
матовать одинокого короля
двумя ладьями, ферзём и
ладьёй, королём и ферзём,
королём и ладьёй, могут
находить элементарные
шахматные комбинации:
двойной удар, связку, ловлю
фигуры, мат на последней
горизонтали, сквозной удар,
открытый и двойной шахи,
знают, как правильно выводить
фигуры в начале партии и
выигрывать партию с большим
материальным преимуществом.
Соблюдают правила поведения
за шахматной доской.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
1
Конкурс решения позиций Расставляют позицию для
на тактические приёмы
решения упражнений, решают
«связка», «двойной удар», шахматные упражнения.
Анализируют свои ответы и
«нападение», «защита»,
«сквозной удар», «ловля
ответы своих сверстников. С
фигуры», «открытый
помощью тестового задания
шах», «двойной шах»,
оценивают собственное
выполнение.
«мат по последней
горизонтали».
Участие детей в
Умеют правильно располагать
6
шахматном турнире
шахматную доску и расставлять
«Первенство класса».
фигуры на ней, играть партию
от начала до конца с записью.

Шахматный
праздник

1

Участие в школьном
шахматном празднике.

Умеют контролировать время,
пользоваться шахматными
часами
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах. Общаются и
взаимодействуют со
сверстниками. Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю, решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими. Соблюдают
правила техники безопасности
во время участия в празднике.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

1

Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат

2

Шахматная доска

1

3

Шахматная нотация

1

4

Шахматные фигуры и
начальная позиция
Король
Ценность фигур.
Нападение. Взятие. Взятие
на проходе
Шах и защита от шаха

1

5
6

7

Колво
часов
1

1
1

1

Содержание
Знакомство детей с правилами техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Введение и раскрытие понятия «шахматная
игра», рассказ об истории возникновения
данного понятия и шахматной игры в
целом
Знакомство детей с новыми понятием
«шахматная доска», белыми и чёрными
полями на шахматной доске, угловыми и
центральными полями, правильным
расположением шахматной доски в начале
партии
Обозначение вертикалей, горизонталей,
полей, шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной
позиции
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Постановка шаха всеми фигурами, защита
от шаха

8
9
10

Мат
Пат – ничья
Рокировка

1
1
1

11

Основные принципы игры
в начале партии
Техники матования
одинокого короля

1

1

14
15

Нарушение основных
принципов игры в начале
партии
Партии-миниатюры
Запись шахматной партии

16

Шахматный этикет

1

17

Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и выдающиеся
шахматисты мира

1

12

13

1

1
1

Тактические приёмы
«двойной удар», «связка»,
«ловля фигуры»,
«сквозной удар»
19 Тактический приём
«открытый шах»,
«двойной шах»
20- Шахматный турнир
21
22- Основы игры в дебюте:
23 атака на короля
24- Основы эндшпиля:
25 реализация большого
материального
преимущества

1

26- Основы анализа
28 шахматной партии
29 Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
30- Шахматный турнир
33
34 Шахматный праздник

3

18

1

2

Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая
рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной
партии
Техника матования одинокого короля
двумя ладьями. ферзём и ладьёй, ферзём и
королём
Ошибочные ходы в начале партии и их
последствия
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время
соревнований
Правила поведения шахматиста во время
партии
Беседа о важности соблюдения правил
техники безопасности на занятиях по
шахматам. Из истории шахмат: знакомство
с именами шахматистов – чемпионов мира,
ведущих шахматистов
Знакомство с тактическими приёмами

Знакомство с новыми тактическими
приёмами и способами их практического
применения
Игровая практика

1

Знакомство с таким методом игры в
дебюте, как атака на короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра на мат,
размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Отработка на практике материала

4

Игровая практика

1

Решение заданий, игровая практика

2
2

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для учащегося:
1.
Шахматы в школе. 1 класс. Учебник / Э. Э. Уманская, Е. А. Прудникова, Е.
И. Волкова. — М. : Просвещение, 2022. — 176 с.
2.
Шахматы в школе. 2 класс. Учебник / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М.
: Просвещение, 2023. — 160 с.
3.
Шахматы в школе. Первый год обучения. Рабочая тетрадь. / Э. Э. Уманская,
Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2022. — 80 с.
4.
Шахматы в школе. Второй год обучения. Рабочая тетрадь. /
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2021. — 80 с.
Методические материалы для учителя:
1.
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение,
1983.
3.
Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
4.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская
литература, 1980.
5.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе
/ А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская
литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В.
7.
Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод.
материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
9.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г.
Сухин. – М.: Новая школа, 1994.
10. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд.
центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
11. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Педагогика, 1991.
12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин.
– М.: Поматур, 2000.
13. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель,
АСТ, 2000.
14. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн
полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г.
15. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Г. Шахматы,
первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999
16. Шахматы в школе. 1 класс. Методические рекомендации / Е. А. Прудникова,
Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 87 с.
17. Шахматы в школе. Второй год обучения. Методическое пособие /
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 71 с.

18. Шахматы в школе. 1-7 классы. Сборник примерных рабочих программ /
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 64 с.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
1.
Спортивная федерация шахмат Ярославской области [Электронный ресурс].
– Ярославль, 2023. – Режим доступа: https://yaroblchess.ru/
2.
Шахматное образование в Ярославской области / ЦНППМ [Электронный
ресурс]. – Ярославль, 2023. – Режим доступа: Шахматное образование в Ярославской
области — Ярославская область (yar.ru)
3.
Федерация шахмат России [Электронный ресурс]. – М. : 2006-2023 ФШР. –
Режим доступа: Федерация шахмат России (ruchess.ru)
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование «Точки роста»:

доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными;

доска шахматная с фигурами шахматными;

интерактивный комплект (мультимедийный проектор, компьютер, экран,
специальное программное обеспечение для вида спорта шахматы);

секундомер;

часы шахматные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».