МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования Тамалинского района МБОУ СОШ с. Ульяновка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО спортивно-трудового цикла Руководитель Зам.дир .ВР Директор школы ________________________ ________________________ Стряпчева А.С. Цыбяков А.А. Приказ №49/5 от «30» 08 Приказ №49/6 от «30» 08 23 г. 23 г. ________________________ Стряпчева А.С. Протокол №1 от «30» 08 23 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Шахматы» (Основного общего образования) Ульяновка 2023 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы и программы развития вида спорта «шахматы» в Российской Федерации. В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающихся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации. В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Курс внеурочной деятельности «Шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего образования. «Шахматы» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в план внеурочной деятельности. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС ООО, форма проведения современного занятия не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны. Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются); возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей; высокая степень травмобезопасности. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Место курса «Шахматы» в учебном плане внеурочной деятельности. В первый год обучения на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 34 часа. Содержание курса внеурочной деятельности Из истории шахмат Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. Базовые понятия шахматной игры Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Практико-соревновательная деятельность Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». Участие в школьном шахматном празднике. Планируемые образовательные результаты Личностные результаты: проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через достижения отечественной сборной команды страны на мировых первенствах, чемпионатах Европы, Всемирных шахматных олимпиад; проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в процессе занятий шахматами; ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии шахматами. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами шахмат, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении; умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов решения задач средствами плавания в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами в шахматах, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий; умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических приемов и соревнований по шахматам; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Предметные результаты: понимание значения шахмат как средства развития общих способностей и повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека; знание правил проведения соревнований по шахматам в учебной, соревновательной и досуговой деятельности; владение правилами поведения и требованиями безопасности при организации занятий шахматами; участие в соревновательной деятельности внутри школьных этапов различных соревнований, фестивалей, конкурсов по шахматам; знание и выполнение тестовых упражнений по шахматной подготовленности для участия в соревнованиях по шахматам. Тематическое планирование Наименование КолХарактеристика видов Содержание разделов и тем во деятельности учащихся программы часов Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории 1 Сведения о Имеют представление об шахмат возникновении шахмат и истории возникновения шахмат появлении их на Руси, и появления их на Руси. первое знакомство с Знают о вкладе чемпионов мира чемпионами мира по по шахматам в развитие шахматам и ведущими шахматной культуры. шахматистами мира. Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. Базовые 25 Изучение основ Знают основные шахматные понятия шахматной игры: термины: белое и чёрное поле, шахматной шахматная доска, горизонталь, вертикаль, игры шахматные фигуры, диагональ, центр, начальное начальная позиция фигур, положение, белые, чёрные, ход, шахматная нотация, взятие, взятие на проходе, ценность фигур, длинная и короткая рокировка, нападение, взятие, шах, мат, пат, ничья. Правила шахматная нотация, шах и хода и взятия каждой фигуры. защита от шаха, мат, пат, Умеют правильно располагать рокировка, взятие на шахматную доску и расставлять проходе, превращение фигуры перед игрой, пешки, матование записывать шахматную одинокого короля позицию и партию, рокировать, различными фигурами, объявлять шах, ставить мат, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Конкурсы решения позиций Соревнования решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность 1 Конкурс решения позиций Расставляют позицию для на тактические приёмы решения упражнений, решают «связка», «двойной удар», шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля ответы своих сверстников. С фигуры», «открытый помощью тестового задания шах», «двойной шах», оценивают собственное выполнение. «мат по последней горизонтали». Участие детей в Умеют правильно располагать 6 шахматном турнире шахматную доску и расставлять «Первенство класса». фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью. Шахматный праздник 1 Участие в школьном шахматном празднике. Умеют контролировать время, пользоваться шахматными часами Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. Календарно-тематическое планирование № Тема 1 Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат 2 Шахматная доска 1 3 Шахматная нотация 1 4 Шахматные фигуры и начальная позиция Король Ценность фигур. Нападение. Взятие. Взятие на проходе Шах и защита от шаха 1 5 6 7 Колво часов 1 1 1 1 Содержание Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур Расстановка шахматных фигур в начальной позиции Правила хода и взятия королём Сравнительная сила фигур Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха 8 9 10 Мат Пат – ничья Рокировка 1 1 1 11 Основные принципы игры в начале партии Техники матования одинокого короля 1 1 14 15 Нарушение основных принципов игры в начале партии Партии-миниатюры Запись шахматной партии 16 Шахматный этикет 1 17 Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира 1 12 13 1 1 1 Тактические приёмы «двойной удар», «связка», «ловля фигуры», «сквозной удар» 19 Тактический приём «открытый шах», «двойной шах» 20- Шахматный турнир 21 22- Основы игры в дебюте: 23 атака на короля 24- Основы эндшпиля: 25 реализация большого материального преимущества 1 26- Основы анализа 28 шахматной партии 29 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 30- Шахматный турнир 33 34 Шахматный праздник 3 18 1 2 Постановка мата всеми фигурами Варианты ничьей Правила рокировки, длинная и короткая рокировки Общие принципы игры в начале шахматной партии Техника матования одинокого короля двумя ладьями. ферзём и ладьёй, ферзём и королём Ошибочные ходы в начале партии и их последствия Анализ коротких партий Способ ведения записи партии во время соревнований Правила поведения шахматиста во время партии Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов Знакомство с тактическими приёмами Знакомство с новыми тактическими приёмами и способами их практического применения Игровая практика 1 Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса Просмотр и анализ коротких шахматных партий Отработка на практике материала 4 Игровая практика 1 Решение заданий, игровая практика 2 2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Методические материалы для учащегося: 1. Шахматы в школе. 1 класс. Учебник / Э. Э. Уманская, Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2022. — 176 с. 2. Шахматы в школе. 2 класс. Учебник / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2023. — 160 с. 3. Шахматы в школе. Первый год обучения. Рабочая тетрадь. / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2022. — 80 с. 4. Шахматы в школе. Второй год обучения. Рабочая тетрадь. / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2021. — 80 с. Методические материалы для учителя: 1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009. 2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983. 3. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. 4. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980. 5. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. 6. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В. 7. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992. 8. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980. 9. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. 10. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992. 11. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991. 12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000. 13. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 14. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. 15. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999 16. Шахматы в школе. 1 класс. Методические рекомендации / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 87 с. 17. Шахматы в школе. Второй год обучения. Методическое пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 71 с. 18. Шахматы в школе. 1-7 классы. Сборник примерных рабочих программ / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 64 с. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет: 1. Спортивная федерация шахмат Ярославской области [Электронный ресурс]. – Ярославль, 2023. – Режим доступа: https://yaroblchess.ru/ 2. Шахматное образование в Ярославской области / ЦНППМ [Электронный ресурс]. – Ярославль, 2023. – Режим доступа: Шахматное образование в Ярославской области — Ярославская область (yar.ru) 3. Федерация шахмат России [Электронный ресурс]. – М. : 2006-2023 ФШР. – Режим доступа: Федерация шахмат России (ruchess.ru) Материально-техническое обеспечение: Оборудование «Точки роста»: доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными; доска шахматная с фигурами шахматными; интерактивный комплект (мультимедийный проектор, компьютер, экран, специальное программное обеспечение для вида спорта шахматы); секундомер; часы шахматные.