МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования Пензенской области МБОУ СОШ с. Ульяновка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании классных руководителей Зам.дир по ВР Директор школы ________________________ Стряпчева А.С. Протокол № 1 от «30» 08 23 г. ________________________ ________________________ Стряпчева А.С. Приказ 49/5 от «30» 08 23 г. Цыбяков А.А. Приказ № 49/6 от «30» 08 23 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Меткий стрелок» с.Ульяновка 2023 Аннотация Направленность программы кружка «Меткий стрелок» - военно патриотическая. Направленность дополнительной образовательной программы – это участие в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», а также участие в районных соревнованиях. Новизна программы заключается в том, что во всех программах средней школы не предусматриваются раздел патриотического воспитания и военноприкладные виды спорта. Актуальность программы Подростковая преступность обучения имеет по данной тенденцию к ее тематике росту. очевидна. Появляются националистические военизированные формирования молодежи. Эмоциональные и стрессовые состояния учащихся выплескиваются наружу в виде драк, воровства, хулиганства, сквернословия, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, вандализма и т.п. Необходимость разработки и внедрения программы стрелковой подготовки в системе дополнительного образования детей обусловлено тем, что в программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» не достаточно времени уделяется этим темам, а в программу учебно-полевых учебных сборов входит стрельба. Поэтому данная программа используется для стрелковой подготовки допризывной и призывной молодежи. Программа предназначена для учащихся 8-х классов. Возрастной диапазон 13-15 лет. Программа позволяет развить у обучаемых такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них имеется реальная возможность в изучении современного стрелкового оружия и возможность научиться метко стрелять, что крайне важно для будущих защитников Отечества. Привлечение учащихся к военно-прикладным видам спорта позволяет отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем самым снизить уровень детской наркомании и преступности. Цель программы: - научить воспитанников разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии и метко стрелять. Задачи программы: 1. Обучающая. Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе. 2. Воспитательная. Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории. Сформировать у воспитанников целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм и коммуникативность. Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений. 3. Развивающая. Развивать у воспитанников внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность. 1). Программа разработана на возрастную группу 11-15 лет. 2). Программа рассчитана на 1 год обучения. 3). Приём детей по желанию. 4). Оборудование для проведения занятий: стрелковый тир, пуле улавливатели, прицельный станок. 5) В процессе обучения по программе «Меткий стрелок» необходимо иметь в наличии: пневматические винтовки, пульки для пневматических винтовок, мишени, макет автомата. Формы проведения занятий – беседа, семинар, зачет, практическое выполнение упражнений по стрельбе. Режим занятий – один раз в неделю по 1 часу. Перечень учено-методического обеспечения. Методическая работа: - разработка планов занятий по темам; - подготовка дидактического материала к новому учебному году; - разработка и оформление методических и наглядных пособий; - использование методических разработок прошлых лет и совершенствование их в процессе практического применения; - разнообразить методы проведения занятий, а также использовать теоретические и практические рекомендации методистов и педагогов, применяя для этого журналы «Военные знания», «Основы безопасности жизни» и сеть Интернет; - помощь в проведении районных соревнований. I. Планируемые результаты. • Приобретение обучающимися знаний по основам стрельбы из различных видов оружия; • Развитие и усовершенствование навыков участия в военно-прикладных видах спорта; • Формирование интереса к регулярным занятиям военно-прикладными видами спорта; • Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня Личностные, предметные и метапредметные результаты реализации программы внеурочной деятельности Личностные результаты: развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга. Метапредметные результаты: овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства; анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий; развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли. Предметные результаты: умения применять полученные теоретические знания на практике; умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 1. В коммуникативной сфере: умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. В эстетической сфере: 2. умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его. В трудовой сфере: 3. умения оказывать первую медицинскую помощь. В сфере физической культуры: 4. формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки. Требования к уровню подготовки обучающихся. В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся: • проверка выполнения нормативов по ОФП для допризывной молодёжи; • проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки: • контрольные занятия по проверке усвоения теоретических знаний по темам курса; • соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения; • общешкольные соревнования по стрельбе из пневматического оружия; • городские соревнования по стрельбе из пневматического оружия; • анализ и обсуждение проводимых мероприятий с учащимися и их родителями. II. Основное содержание курса «Меткий стрелок» 2.1. Меры безопасности при стрельбе и при работе с оружием. 2.2. Упражнения по формированию правильной осанки при стрельбе. Тренировочная стрельба. Анализ результатов стрельбы. Отработка упражнений по формированию правильной осанки при стрельбе (положение стоя). Тренировочная стрельба. Развитие умений правильно анализировать результаты своей стрельбы. 2.3. Рациональная поза изготовки стрелка. Тренировка в изготовке, наводке, прицеливании и спуска курка. Отработка рациональной позы изготовки стрелка (упор лежа). Тренировка в изготовке, наводке, прицеливании и спуска курка. 2.4. Выработка устойчивого внимания при произведении качественного выстрела, ошибки при спуске курка, меры борьбы с ними. Понятие о тактике стрельбы, изучение и тактике стрельбы Отработка устойчивого внимания при произведении качественного выстрела. Анализ ошибок при спуске курка, меры борьбы с ними. Тактика стрельбы. Техника стрельбы. 2.5. Длительное удержание оружия не меняя позы головы. Тренировка в стрельбе с упора лежа. Отработка упражнений длительного удержания оружия не меняя позы головы. Тренировочная стрельба (упор лежа). 2.6. Длительное удержание оружия при медленной стрельбе. Тренировка в стрельбе на кучность. Отработка упражнений длительного удержания оружия при медленной стрельбе. Тренировочная стрельба (упор лежа) на кучность. 2.7. Стрельба по мишени на 25 м. III. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Меткий стрелок» 8-11 классы, 1 час в неделю № п/п 1 Содержание учебного материала Кол-во часов 1 2 Вводный инструктаж по ТБ. Закон РФ «О всеобщей воинской обязанности». Стрелковый спорт в России. Основы стрельбы из стрелкового оружия. 3 Основы стрельбы из стрелкового оружия. 1 4 1 8 Боевые свойства, назначение и устройство пневматической винтовки, изучение приемов стрельбы и правил поведения в тире. Боевые свойства, назначение и устройство пневматической винтовки, изучение приемов стрельбы и правил поведения в тире. Боевые свойства, назначение и устройство пневматической винтовки, изучение приемов стрельбы и правил поведения в тире. Боевые свойства, назначение и устройство пневматической винтовки, изучение приемов стрельбы и правил поведения в тире. Подготовка винтовки стрельбе и стрельба из пневматической винтовки. 9 Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. 1 10 Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. 1 11 Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. 1 12 Овладение техникой кучной стрельбы. 1 13 Овладение техникой кучной стрельбы. 1 14 Овладение техникой кучной стрельбы. 1 15 Овладение техникой кучной стрельбы. 1 16 Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. 1 17 1 18 Повторный инструктаж по ТБ. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. 19 Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. 1 20 Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. 1 21 Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. 1 22 Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. 1 23 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 24 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 25 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 5 6 7 1 1 1 1 1 1 26 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 27 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 28 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 29 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 30 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 31 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 32 Овладение техникой меткой стрельбы. 1 33 Подготовка к соревнованию. Соревнование. 1 34 Подготовка к соревнованию. Соревнование. 1 1. 2. Литература Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. М.: Просвещение, 1984. «Винтовки и автоматы» (авторы А.Б. Жук, военное издательство 2007г.). 3. 4. 5. Журнал «Военные знания» №2, 2008г. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. М: Дрофа, 2006. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Оборонно-спортивные кружки. М.: Просвещение, 1987Стрелковый спорт. Правила соревнований. М., 1977.