Положение о наставничестве МБОУ СОШ с. Ульяновка (1)

Положение о наставничестве
1.Общие положения
1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми
учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных учреждениях или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет.
(Молодой специалист – учитель, владеющий теоретическими знаниями основ
педагогики, психологии и методики преподавания учебного предмета, проявляющий
желание к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных навыков и
умений. Он целенаправленно повышает свою квалификацию под непосредственным
руководством наставника по разработанному плану профессионального становления.
Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и
воспитания.)
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков
и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области
предметной специализации и методики преподавания.
2.Цели и задачи наставничества
2.1. Целью наставничества является оказание помощи впервые принятым
педагогическим работникам в их профессиональном становлении, а также
формирование стабильного, высококвалифицированного коллектива.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности;
- ускорение процесса профессионального становления молодого специалиста и
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
- содействие успешной адаптации к организационной культуре, усвоение лучших
традиций коллектива и правил поведения в школе, выработка сознательного и
творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.
3.Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместители директора по
учебно-воспитательной работе и (или) руководители методических объединений, в
которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее
подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной
подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт
воспитательной и методической работы, стабильные результаты в работе, богатый
жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом,
стаж педагогической деятельности не менее 5 лет
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического
объединения, согласовываются с заместителем директора по УВР и утверждаются
приказом директора.
3.5. Наставник может осуществлять наставничество над одним - двумя молодыми
специалистами одновременно.
3.6. Основанием для утверждения наставника является выписка из протокола
заседания методического объединения.

3.7. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен. Как правило,
наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок три года.
3.8. Приказ об утверждении кандидатуры наставника издается не позднее двух недель
с момента назначения молодого специалиста на должность.
3.9. Наставничество устанавливается над следующими категориями педагогических
работников:
- педагогическими работниками, не имеющими педагогического опыта;
- работниками, назначенными на педагогически должности и не имеющие
педагогического образования;
- педагогическими работниками, переведенными на другую работу, требующую
расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми
практическими навыками;
- педагогическими работниками, нуждающимися в дополнительной подготовке для
проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.10 Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу молодого специалиста или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- несовместимости наставника и молодого специалиста.
3.11 Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение
целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится в
ходе промежуточного и итогового контроля.
3.12. Для мотивации наставника за его деятельность и успешную работу наставник
поощряется в соответствии с действующей в школе системой поощрения.
4.Обязанности и права наставника
4.1. Наставник должен:

знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по
занимаемой должности;
 разработать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,
педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
 изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителем;
 знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений;
 вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны
труда и техники безопасности);
 проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
 разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального
становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
 оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного
проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
 личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной







жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю
методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста,
результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять
отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения
адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

4.2. Права наставника:
 с согласия заместителя директора по УВР (председателя методического
объединения) подключить для дополнительного обучения молодого специалиста
других сотрудников ОУ.
5. Обязанности и права молодого специалиста
5.1.В период наставничества молодой специалист обязан:
 изучать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», локальные
нормативные акты, регламентирующие деятельность по занимаемой им должности;
 выполнять план профессионального становления в установлены сроки;
 постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
 правильно строить свои взаимоотношения с наставником, учиться у него передовым
методам и формам работы;
 повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
5.2. Молодой специалист имеет право:
 вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
 посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
 повышать свою квалификацию вне рамок наставничества.
6. Руководство работой наставника
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя директора ОУ по учебно – воспитательной работе.
6.1. Заместитель директора ОУ по УВР обязан:
 представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить
приказ о закреплении за ним наставника;
 создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
 посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету,
проводимые наставником и молодым специалистом;
 организовать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с молодыми специалистами;
 изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в образовательном учреждении;
 определить меры поощрения наставников.

6.2. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несут председатели методических объединений.
Председатель методического объединения обязан:
 рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план
работы наставника;
 провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
 обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
 осуществлять систематический контроль работы наставника;
 заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты
молодого специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР.

7.Документы, регламентирующие наставничество.
7.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
 настоящее Положение;
 приказ директора образовательного учреждения об организации
наставничества;
 планы работы наставников;
 банк данных молодых специалистов и наставников;
 методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения
работы по наставничеству.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».