МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования Пензенской области МБОУ СОШ с. Ульяновка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании классных руководителей Зам.дир по ВР Директор школы Стряпчева А.С. Протокол № 1 от 30.08.24 г. Стряпчева А.С. Цыбяков А.А. Приказ 51/3 от 30.08.24 г. Приказ № 51/3 от 30.08.24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Хоровое пение» с.Ульяновка, 2024 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Хоровое пение» на уровне основного общего образования составлена на основе: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ; • Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675); • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023); • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО; • Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ с. Ульяновка • Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ с. Ульяновка • Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) – «Хоровое пение», Москва 2022; Программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Хоровое пение» отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ. Согласно своему назначению рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса внеурочной деятельности «Хоровое пение»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» Хоровое пение – наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов. Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый класс – хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю, сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» учитывает соответствующий опыт советского периода. Его переосмысление в контексте системнодеятельностного подхода позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе обновлённых ФГОС общего образования. На федеральном уровне поддержку и пропаганду данного вида исполнительской практики осуществляет Всероссийское Хоровое Общество (ВХО). Воссозданное в 2013 г. при непосредственном участии ведущих музыкантов и общественных деятелей2, ВХО ставит своей целью возрождение традиций хорового исполнительства среди детей и юношества, привлечение внимания широкой общественности к данному виду музыкального искусства, поддержку массового фестивального движения, оказание методической и организационной помощи. Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность дополнительного изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкальноисполнительской деятельности. «Хоровое пение» является органичным дополнением уроков учебного предмета «Музыка». При организации внеурочных занятий хоровым пением реализуется модель «Параллель-хор». Данная организационная модель может быть использована для проведения объединённых внеурочных занятий для обучающихся одной параллели. Занятия являются предметом по выбору не обязательным для посещения всеми обучающимися параллели. Основным содержанием обучения и воспитания учебного курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокальнохоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации». Содержание внеурочных занятий по учебному курсу внеурочной деятельности «Хоровое пение» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе и девятью модулями в основной школе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Хоровое пение» 4 Цели и задачи программы учебного курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» – развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность – пение в хоре. Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом, и музыкального искусства в частности: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни; 3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию. Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно: приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоциональноценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни; развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся; формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений; воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры; расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов; понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.; формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат; гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир; улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся; создание в образовательном учреждении творческой культурной среды; получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа учебного курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» рассчитана на 1 год обучения ( 5-6 классы). Общее количество часов на прохождение программы 34 часа в год. I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» 5 5-6 классы Раздел 1. Прослушивание. Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение уровня базовых музыкальных способностей: музыкальной памяти, слуха, чувства ритма. Пение простых попевок, кратких мелодий. Исполнение простых ритмических рисунков. Повтор за учителем предложенных интонаций, мелодий, ритмов. Раздел 2. Музыка рождается из тишины Слух- главная музыкальная способность. Слуховое внимание. Игра «Кто дольше слышит звук». Понятия: пауза, звук, высота, длительность звука. Игровые упражнения на концентрацию слухового внимания, умения слушать тишину, аккуратное бережное звукообразование. Различение звуков музыкальных и шумовых. Дыхательные упражнения, работа над унисоном. Разучивание простых попевок. Раздел 3. Ритм. Понятие ритма. Длительности (восьмая и четверть). Ритмический рисунок. Ритмослоги та, ти. Ритмическая игра «Эхо». Различение ритмических рисунков на слух и по элементам упрощённой нотной записи. Пение попевок с различными длительностями. Проговаривание ритмических рисунков ритмослогами. Звучащие жесты, освоение приёмов игры на простейших ударных инструментах Раздел 4. Петь приятно и удобно! Певческая установка, певческое дыхание. Дирижёр- руководитель хора. Значение дирижерских жестов. Песня «Петь приятно и удобно» (музыка Л. Абелян, слова В. Степанова). Освоение правильной певческой установки, выполнение простых указаний дирижёра. Дыхательные упражнения (бесшумный вдох, контролируемый вдох). Логоритмические упражнения. Разучивание песни, народных попевок и песенок. Раздел 5. Песня – звучащее слово. Дикция в хоровом пении. Выразительное и чёткое произнесение слов песни. Артикуляционная разминка: артикуляционные сказки, музыкальные скороговорки. Выполнение артикуляционных упражнений. Участие в артикуляционных играх-упражнениях, придумывание своих вариантов артикуляционной гимнастики. Разучивание песен и попевок с акцентом на чёткость дикции ной гимнастики. Разучивание песен и попевок с акцентом на чёткость дикции. Раздел 6. Хор- созвучие голосов. Человеческий голос- самый красивый музыкальный инструмент. Правила пения (негромкий, направленный вперёд звук, округлое положение рта). Тянущиеся гласные звуки – основа напевной мелодии. Кантилена (legato). Унисон. Освоение упражнений, направленных на формирование мягкого естественного звучания. Исполнение мелодий кантиленного характера (legato). Вокализы на гласные звуки (А, О, У). Пение попевок, состоящих из 2–3 звуков нисходящего движения. Разучивание песен с напевной мелодией. Показ рукой направления движения мелодии. Раздел 7. Мы играем и поём. Музыка - игра звуками. Мелодии танцевального характера. Народные песни-игры. Песни современных композиторов с игровыми элементами. Сочинение, импровизация 6 кратких мелодических, ритмических мотивов на основе народных попевок, детских стихов. Освоение элементов танца, музыкального движения в сочетании с пением. Раздел 8. Скоро, скоро Новый год! Музыка праздника. Настроение, характер песни. Выразительность исполнения. Разучивание песен новогодней тематики. Работа над звукоизвлечением non legato. Репетиция к концерту. Раздел 9. Музыкальные слоги. Правила вокальной орфоэпии, взятие дыхания между фразами во время пауз. Единовременное произнесение гласных и согласных всеми участниками хора. Работа на материале изученных и новых песен и попевок. Выполнение указаний дирижёра: дыхание, растягивание гласных, дикционная чёткость согласных. Проговаривание в ритме. Работа по наглядным орфоэпическим материалам. Двигательное моделирование музыкального слога, фразы с помощью образного движения руки. Раздел 10. Мой диапазон Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение сформировавшегося на данный момент диапазона, примарной зоны, зоны ближайшего развития. Индивидуальные рекомендации педагога каждому хористу. Пение выученных песен и попевок, упражнения на дикцию и артикуляцию. Демонстрация навыков певческой установки, дыхания. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных. достижений» в портфолио. Раздел 11. Хоровая мастерская Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с «гудошниками». Усиленный интонационно-слуховой тренаж для выработки координации слуха и голоса, преодоления причин фальшивого пения. Раздел 12. Праздник бабушек и мам. Музыка праздника. Образы весеннего пробуждения природы, мамы, семейного тепла в песнях, посвящённых женскому дню 8 марта. Ласковые напевные интонации. Понятия темпа, регистра, динамики. Напевное движение мелодии. Фраза, мотив, лига, реприза, вольта, фермата. Разучивание песен, посвященных весне, маме, празднику 8 Марта. Анализ музыкально-выразительных средств, их воплощение в собственном исполнении. Пение с ориентацией на нотную запись. Распевания, освоение упражнений, направленных на кантиленное, напевное звучание хора. На материале новых песен совершенствование артикуляционных, дыхательных навыков, расширение интонационного материала для развития музыкального слуха, чувства ритма. Раздел 13. Песня в подарок. Музыка в жизни человека. Песни о школе, детстве. Средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика. Разучивание песен, посвящённых школьной тематике. Работа по слуху и с ориентацией на нотную запись. Повторение артикуляционных, дыхательных игр. Распевания, упражнения, направленные на формирование кантиленного звучания хора. 7 Информация об учете рабочей Программы воспитания в разделе «Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» В разделах и темах учебного курса внеурочной деятельности учитель будет: побуждать обучающихся соблюдать на занятие общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, использовав воспитательные возможностей содержания раздела (темы) через подбор соответствующих упражнений и демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; включать в занятие игровые элементы, которые помогут поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; применять на занятиях интерактивных форм работы с обучающимися. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; 8 активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, праздничных мероприятий. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание роли учебного курса в формировании эстетической культуры личности; ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: понимание роли функциональной грамотности в формировании современного научного мировоззрения; ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; навыков безопасного поведения в интернет-среде; 9 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; ориентация на применение полученных знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; 10 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля. Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; 11 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки Овладение универсальными коммуникативными действиями Общение воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 12 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту. Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 13 В результате занятий хоровым пением школьники научатся: исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание; понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства; петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные; исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки; петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений); выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни. 5 КЛАСС Петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни; петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato; исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением; знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица свободные), соблюдать её во время пения; понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не понимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение музыкальной фразы; в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точно и выразительно произносить слова упражнений, распеваний; понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения), стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы; обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать себя и хор во время пения; уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных произведений; понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия, аккомпанемент, унисон; 14 различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний); отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные знаки и др.); иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» № п/п Раздел и тема Кол-во часов Форма проведения занятия ЭОР/ЦОР Форма реализации воспитательного потенциала темы* 5-6 классы Раздел 1. Прослушивание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Определение уровня базовых музыкальных способностей Раздел 2. Музыка рождается из тишины Слух- главная музыкальная способность Упражнения на развитие музыкального слуха, дыхательные упражнения Раздел 3. Ритм Понятие ритма. Ритмический рисунок. Приёмы игры на простейших ударных инструментах Раздел 4. Петь приятно и удобно Певческая установка, певческое дыхание. Разучивание песни, народных попевок и песенок. Раздел 5. Песня - звучащее слово Дикция в хоровом пении. Артикуляционная разминка Разучивание песен и попевок с акцентом на чёткость дикции Раздел 6. Хор- созвучие голосов 1, 2,3 1 Занятие практикум 1, 2,3 1, 2,3 1 Занятие практикум. https://youtu.be/dPSksr -FlrM 1, 2,3 Занятие практикум. https://youtu.be/T1kCV CbLdoI 1, 2,3 1 1, 2,3 1 Занятие практикум. https://youtu.be/VZnh8 v-zbT0 1, 2,3 Занятие практикум. https://youtu.be/XhSN CqgFKW0 1, 2,3,4,5 1 1, 2,3 1 Занятие практикум. https://youtu.be/EK47 mmQjoHo 1, 2,3 Занятие практикум. https://youtu.be/XuPFsKDTEY 1, 2,3,4,7 1 1, 2,3 1 Занятие практикум. 1 Занятие практикум. https://yandex.ru/video/ preview/595244713987 6765071 https://youtu.be/FN2xN w7He68 1, 2,3 1, 2,3 1, 2,3 15 1 Занятие практикум. 3 Занятие практикум. Кантилена (legato). Унисон. 10 1113 Разучивание песен с напевной мелодией https://yandex.ru/video/ preview/200623286417 4760762 https://yandex.ru/video/ preview/607438614026 5927092 Раздел 7. Мы играем и поём 14 Народные песни-игры 1517 Освоение элементов танца, музыкального движения в сочетании с пением. 1819 Раздел 8. Скоро, скоро Новый год Разучивание песен новогодней тематики 20 21 2223 24 25 2628 29 Репетиция к концерту. Раздел 9. Музыкальные слоги Правила вокальной орфоэпии Вокально-хоровая работа. Синхронность произнесения звуков на материале изученных песен. Моделирование музыкального слога. Раздел 10. Мой диапазон Мониторинг диапазона, примарной зоны, зоны ближайшего развития. Раздел 11. Хоровая мастерская Интонационно-слуховой тренаж для выработки координации слуха и голоса, преодоления причин фальшивого пения Разучивание песен. Вокально-хоровая работа. Промежуточная аттестация: отчетный концерт Раздел 12. Праздник бабушек и мам. 1, 2,3 1, 2,3 1, 2,3 1 3 Занятие практикум. https://vk.com/photo159614911_456239017 1, 2,3,5,7 Занятие практикум. https://vk.com/photo159614911_456239017 1, 2,3,4,5,7 1, 2,3 2 Занятие практикум. 1 Занятие практикум. https://youtu.be/cSp3X x11Bro 1, 2,3 1, 2,3,7 1, 2,3 1 Занятие практикум. Занятие практикум. 2 https://yandex.ru/video/ preview/318253884650 1257582 https://yandex.ru/video/ preview/595244713987 6765073 1, 2,3 1, 2,3 1, 2,3 1 Занятие практикум. https://yandex.ru/video/ preview/595244713987 6765073 1, 2,3,5 1, 2,3 Занятие практикум. 1 2 1 Занятие практикум. Занятие практикум. https://yandex.ru/video/ preview/547437536085 4375854 https://yandex.ru/video/ preview/237462017039 4642610 https://yandex.ru/video/ preview/595244713987 6765073 1, 2,3 https://yandex.ru/video/ preview/595244713987 6765073 1, 2,3 1, 2,3 1, 2,3 16 3032 33 34 Разучивание песен, посвященных весне, маме, празднику 8 Марта Раздел 13. Песня в подарок. Средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика. Музыка в жизни человека. Песни о школе, детстве Всего 3 Занятие практикум. https://yandex.ru/video/ preview/110510389816 01558129 1, 2,3,4,7 1, 2,3 1 Занятие практикум. 1 Занятие практикум. https://yandex.ru/video/ preview/139811149726 56558183 https://yandex.ru/video/ preview/100827884774 14358279 1, 2,3 1, 2,3 34 Форма реализации воспитательного потенциала темы* 1 установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; 2 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 3 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; 4 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; 17 5 6 7 8 дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урок-исследование, педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.) 18