МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования Пензенской области МБОУ СОШ с. Ульяновка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании классных руководителей Зам.дир по ВР Директор школы Стряпчева А.С. Протокол № 1 от 30.08.24 г. Стряпчева А.С. Цыбяков А.А. Приказ 51/3 от 30.08.24 г. Приказ № 51/3 от 30.08.24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Патриот» с.Ульяновка, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Патриот» (далее-программа) реализует духовно-нравственного направление внеурочной деятельности и направлена на развитие гражданского и патриотического воспитания российских школьников, на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы»; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019); (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011г. №1993). Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта». Актуальность программы: в реализации данной программы нуждаются подростки 1112 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Педагогическая целесообразность: Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Социальный заказ государства на воспитание образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в этой программе. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности деятельности школьников на уровне среднего общего образования. При составлении программы учитывались следующие факторы: образовательные потребности учащихся; особенности учащихся (уровень подготовки, уровень мотивации); состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения. 2 В помощь обучающимся в освоении общественно-исторического опыта истории России должно стать использование информационных технологий, социальных проектов, акций, перспективных проектов российских школьников («Юнармия», «Российское движение школьников» и т.д.). Направление реализации программы – духовно-нравственное. УМК: Планом внеурочной деятельности отводится 34 часа для образовательного изучения программы «Патриот» в 6 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим реализуется программа в объеме 34 часа на один год изучения. Цель программы: создание условий для формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, изучение истории родного края, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на воспитание гражданско-патриотических качеств личности. Задачи: образовательные: - сформировать систему знаний в сфере Российской истории; сформировать у учащихся представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края, страны; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; - совершенствовать знания, умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ; - обучить механизмам анализа истории России и запоминания основных исторических фактов и событий; воспитательные: воспитать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории; пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу; сформировать у обучающихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы учащихся, участии их в интересном и полезном для общества деле; развивающие: реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся; развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения; расширять исторический кругозор учащихся; сформировать учебную самостоятельность и деловые качества. Программа внеурочной деятельности «Патриот» основана на следующих принципах: принцип природосообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека; принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры; 3 принцип коллективности предполагает, что деятельность детей, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации; принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация учащихся и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и обучающихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями, а также совместное продуцирование гражданских ценностей; - принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. - принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников. принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение – процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности. Программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией, направлена на изучение истории страны и своей малой родины, укрепление здоровья, овладение военно-прикладными видами спорта. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Патриот» основана на достигнутых результатах в деятельности юнармейского отряда МБОУ СОШ с. Ульяновка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе отряда. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей страны, родного края и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Девиз – «Историю края храним для потомков». Место проведения занятий – учебный кабинет, спортивный зал, городские музеи, памятники города, читальные залы школьной и городских библиотек, улицы города, штаб Юнармии города Самара. Основу содержания программы составляет история своей страны и истории Самарского края. Собирая сведения об историческом прошлом края, о своих земляках, записывая биографии самарцев, обучающиеся сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Курс не только расширяет знания учащихся, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность учащихся путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа); 4 2) практические (экскурсии, музейный урок, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, просмотр фильмов, слайдов, презентаций). По окончании курса проводится собеседования. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов. В том числе, участие школьников в конкурсах и конференциях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных), в патриотических акциях и проектах. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России. Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня: Первый уровень результатов освоения программы - духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, исследовательских работах. Элементарные социальные знания учащиеся получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Учащиеся знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Второй уровень результатов переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у учащихся появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи, презентации проектов. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, 5 коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; активное участие в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. При достижении метапредметных результатов будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; 6 владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.); Учащийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинноследственные связи; Учащийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учащийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 7 содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 8 Содержание учебного предмета № п/п Основное содержание Колво часов 1 Знакомство с особенностями кружка, 1 Вводное занятие 2 «Я гражданин России» 7 3 «Я и семья» 3 4 «Я и культура» 4 5 «Я и мое Отечество» 14 6 « Я и моя малая Родина» 5 программой и т.д. Формирование стремления к усвоению правовых знаний, потребность в изучении истории своего края, города; чувство хозяина малой родины гордость за свою страну, ответственность за судьбу Родины, уважение к государственным символам. Знакомство с ценностями семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству. понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека; правильные представления о нормах общения в семье, уважительное отношение к родителям, родственникам, близким людям. Основные виды учебной деятельности Беседа с членами кружка о предстоящих задачах работы, о путях поиска краеведческого материала Политические беседы, устные журналы, знакомство с избирательным правом. Анкетирование на предмет определения уровня гражданской ответственности. Беседы, исследовательские работы, сочинения, составление генеалогического дерева Книги, песни, музыкальные произведения Просмотр кинофильмов, конкурсы, и фильмы о ВОВ. викторины. Знакомство с историей военной формы, великими полководцами, изучение истории первой и второй мировых войн. Знакомство с историческими местами и памятниками города. Изучение традиций нашей страны, истории Армии и Флота, событий Великой Отечественной войны, Герои войны – наши земляки. Знакомство с историей нашего города во время ВОВ, памятники города. Экскурсия к памятным местам «Не гаснет памяти свеча!» Поздравления ветеранов. Просмотр кинофильмов, конкурсы, викторины, беседы о ВОВ. Экскурсия к памятным местам. Поздравления ветеранов. Просмотр кинофильмов, конкурсы, викторины, беседы о ВОВ. 9 Календарно-тематическое планирование занятий № п/п Тема учебного занятия Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 0 2 Патриот и гражданин 1 1 0 3 Россия - Родина моя. Символы государства. 1 1 0 4 Экскурс в историю России 1 1 0 5 Государственные праздники России 1 0 1 6 Когда мы едины, мы непобедимы! 1 0 1 7 Родной край – частица России. Символика края. 1 0 1 8 Имена, которыми мы гордимся 1 0 1 9 История семьи в истории страны. 1 0 1 10 1 0 1 11 «Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…» Участие в акции «Бессмертный полк» 1 0 1 12 Отечественные фильмы о войне 1 0 1 13 Музыкальные произведения о войне 1 0 1 14 Писатели о Родине, о войне, о героях… 1 0 1 15 Памятники истории вокруг нас. 1 0 1 16 История Вооружённых сил РФ. 1 0 1 17 История военной символики и формы (мундира) 1 0 1 18 Виды и рода войск в России 1 0 1 19 Военная техника 1 1 0 20 Великие полководцы. 1 1 0 21 Великая забытая война 1 0 1 22 Вторая мировая война. 1 0 1 23 Великие сражения ВОВ 1 0 1 24 Блокада Ленинграда 1 1 0 25 Фашистские концентрационные лагеря 1 1 0 26 Пионеры герои ВОВ 1 1 0 10 27 Герои Великой Отечественной войны 1 0 1 28 «Они прошли победным маршем по Красной площади Кремля…» 1 1 0 29 Города – герои ВОВ 1 0 1 30 Детство, опаленное войной. 1 0 1 31 История войны - в истории Пензенской области 1 0 1 32 Наши земляки в годы ВОВ 1 0 1 33 Памятники ВОВ в Пензенской области 1 0 1 34 Итоговое занятие 1 0 1 Информационно–методический ресурс реализации программы складывается из: - учебно-методической литературы, дополнительной литературы, видеофильмов; - электронные ресурсы. Литература, использованная для разработки программы 1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение – М.: 2011. 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, Москва «Просвещение», 2011г. 5. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И.Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. 6. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С.Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011. 7. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение», 2011. Информационные ресурсы 1. http://militera.lib.ru/memo/index.html 2. https://histrf.ru/biblioteka/articles/vielikaia-otiechiestviennaia-voina 3. https://www.booksite.ru/war1941-1945/index0.html 11 12