МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Отдел образования Тамалинского района МБОУ СОШ с. Ульяновка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Зам.дир.по УВР Директор школы Руководитель Сарычева Цыбяков Ю.Г. Приказ №1 от «30» А.А. Приказ №1 от «30» 08 23 г. 08 23 г. Уланова Л.П. Приказ №1 от «30»08 23 г. Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение» для среднего общего образования срок освоения программ: 1 год( 10 класс) с. Ульяновка, 2023 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Содержание курса внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение 10 класс Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение» 10 класс Литература……………………………………..………………………………….… Тематическое планирование 10 класс (17 часов) 2 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение» на уровне среднего общего образования включает пояснительную записку, содержание, планируемые результаты освоения курса, тематическое планирование. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Формирование российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему многонационального народа России является одним из наиболее значимых результатов формирования личности школьника. Это длительный и многоаспектный процесс, который начинается с осознания своей этнической принадлежности, приобщения к истории и культуре своего народа, в том числе через освоение истории и культуры родного края – своей малой родины. Совершенно очевидно, что этот процесс должен строиться на основе сопряжения основных элементов содержания предметов, отражающих совокупность знаний о разных аспектах жизни родного края, единства урочной и внеурочной деятельности, преемственности педагогических подходов и ценностных установок на всех уровнях образования, учитывать необходимость формирования метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение» на уровне среднего общего образования (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом Приказа Министерства образования Пензенской области от 01.08.2022г. №423/01-07 «О введении курса внеурочной деятельности «Краеведение» в общеобразовательных организациях Пензенской области», ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы среднего общего образования, Примерной программы воспитания. Лингвистическое краеведение как особое направление краеведческой деятельности в практике школьного обучения не было представлено, в то время как Пензенский край богат именами лингвистов, оставивших заметный след в истории языкознания и методики обучения русскому языку. Это делает актуальным обращение к соответствующему материалу в старших классах средней школы. . Цель данного курса – воспитание любви и уважения к родному краю через 3 изучение основ лингвистического краеведения, развитие представления о языке как культурной ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач: знакомство школьников с деятельностью лингвистов, чья жизнь связана с Пензенским краем; включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность, направленную на изучение языковой среды родного края, своей семьи; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств; формирование историко-культурного контекста как основы патриотического, нравственного, эстетического воспитания за счет конкретизации связей истории, литературы и лингвистики. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 1. Лингвистическое краеведение как наука. Предмет и задачи курса «Лингвистическое краеведение». История и основные направления изучения языка в аспекте краеведения. Разделы лингвокраеведения. Источники и методы изучения лингвокраеведческой информации. 2. Лингвисты Пензенского края. Выдающиеся лингвисты, чья жизнь и/или деятельность связана с Пензенским краем (В. Г. Белинский, Ф. И. Буслаев, А. Н. Гвоздев, Н. И. Ильминский, Б. К. Пашков, В. Д. Бондалетов, Е. С. Скобликова и др.) Основные методы и приемы изучения научного наследия лингвистов. Исследовательский проект «Лингвисты Пензенского края»: выбор темы, задачи исследования, сбор и структурирование информации. Защита проекта. 3. Изучение языка города. Основные единицы языкового портрета города: астионимы, годонимы, агоронимы, эргонимы и т.д. Годонимы как составная часть исторического лингвистического портрета города. Годонимия Пензенского региона в семантическом и семиотическом аспектах. Пензы. Языковая политика в городе. Эргонимы как проявление языкового вкуса горожан. Основные стратегии создания эргонимов. Региональная специфика эргонимов г. 4 Пензы. Городская эпиграфика. Памятники как объекты коммеморации. Языковые особенности текстов на памятниках г. Пензы. Проект «Язык нашего города». 4. Топонимика Пензенского края. Понятие о топониме, виды топонимов: ойконимы, гидронимы, оронимы, спелеонимы, океанонимы, пелагонимы, лимнонимы, потамонимы, агронимы и др. Макротопонимы, мезотопонимы и микротопонимы. Топонимы как памятники культуры. Слово на карте родного края. Орфография и орфоэпия топонимов. Употребление топонимов в художественной литературе. 5. Семейная родословная как жанр. Содержание и структура семейных родословных. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Степени родства в семье. История рода. Преемственность в семье. Сбор и оформление материала: работа с архивными источниками, с документами, хранящимися в семье. Основные понятия генеалогии. Генеалогические источники и их классификация. Восходящее и нисходящее родословие. Имена и фамилии в истории семьи. Проект «Моя родословная». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10 КЛАСС) ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • способность к осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; уважение к русскому языку как основе российской гражданской идентичности и главному фактору национального самоопределения; уважение к языкам и культурным ценностям других народов; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного 5 отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты характеризуют овладение обучающимися тремя группами универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение использовать разные виды чтения, владеть приемами смыслового чтения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 В результате освоения курса внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение» обучающийся научится: воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; проводить лингвистические исследования, связанные с социальными функциями языка, и использовать их результаты в практической речевой деятельности; анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; Литература Анисимова А.П. Бабушкины янтари. – М.: Сов. Писатель, 1959 г. (или др. издания) Анисимова, А.П. Птица радость / А.П. Анисимова. — Пенза: Пенз. кн. изд-во, 1961 — 152с. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания //http:dugward.ru / library / buslaev_moi_vospominaniya.html. Генеалогия РУ. – http://genealogia.ru/ Ермакова А.В. Лингвокраеведческий подход в обучении русскому языку [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.scienceforum.ru/ Канакина Г.И. Язык современного провинциального города: лингвокультурологическое исследование (на материале г. Пензы): моног. / Г.И. Канакина, И.Г. Родионова, Л.Б. Гурьянова, М.Г. Луннова; под ред. Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 108 с. Колесов В.В. Язык города. – М.: Либроком, 2016. – 192 с. Крылов И.А. Басни (любое издание). Куприн А.И. Рассказы о животных (любое издание). 7 Лингвисты Пензенского края: Хрестоматия-практикум / Авт.-сост. Г.И. Канакина, Л.Б. Гурьянова,, И.Г. Родионова; под ред. Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. – 278 с. Пальман Л.М. Слово о родной земле: Хрестоматия по курсу литературного краеведения для 5, 6, 7 кл. (любое издание). Полубояров Н.С. Суслоны. – авторский портал:http:www.susljny.ru Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. [Электронный ресурс. Доступ: ]https:/ /imwerden.de/pdf/propp_istoricheskie_korni_volshebnoj_skazki_1986 ocr.pdf Родикова Е.В. Слово о родной земле: Методическое пособие по курсу «Литературное краеведение». 5 кл. – Пенза, 2014. – 344 с. Родионова И.Г. Лингвисты Пензенского края: учебно-методическое пособие для студентов факультета рус. яз. и лит./ Под ред. Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2006. – 40 с. Родные истоки: хрестоматия по курсу литературного краеведения для средних и старших классов. Авторы-составители: М.Л. Савина, Т.Н. Козина. /Под ред. К.ф.н. О.М. Савина – Пенза, изд-во «Пеликан», 2000. – 376 с. Савин О.М. Пенза литературная. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984. – 352 с. Савин О.М. «…пишу тебе в Пензу» (Пензенская тропинка к Пушкину). – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983. – 184 с. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 10 класс № п/п Наименование разделов и тем программы курса Количест во часов Программное содержание 1 Лингвистическое краеведение как наука 1 Предмет и задачи лингвистического краеведения, структура курса. История изучения лингвистического краеведения 2 Лингвисты Пензенского края 3 Выдающиеся лингвисты, чья жизнь и/или деятельность связана с Пензенским краем (В. Г. Белинский, Ф. И. Буслаев, А. Н. Гвоздев, Н. И. Ильминский, Б. К. Пашков, В. Д. Бондалетов, Е. С. Скобликова и др.) Источники и методы изучения лингвокраеведческой информации, научного наследия лингвистов 3 Язык провинциального города 1 Виды деятельности Анкетирование обучающихся, беседа, составление вопросов по лингвокраеведению Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Сайт Региональной общественной организации краеведов Пензенской области https://kraeved-pnz.ru/ «Пензенская энциклопедия» https://penza-enc.ru/ Сбор материала о выдающихся лингвистах, чтение фрагментов научных работ и других источников, извлечение информации. Виртуальная экскурсия в Пензенский областной архив и Пензенскую областную библиотеку имени М. Ю. Лермонтова Исследовательский проект ««Лингвисты Пензенского края» Изучение языка города. Основные Слушание лекции, работа Весь Пензенский край. единицы языкового портрета города со словарем Историческая (астионимы, годонимы, лингвистических терминов, топография Пензенской агоронимы, эргонимы и т.д.) составление тезауруса области. http://www.suslony.ru/Pen zagebiet/PenzKray.htm 9 2 Годонимы как составная часть исторического лингвистического портрета города Пензы. Языковая политика в городе. 2 Эргонимы как проявление языкового вкуса горожан Региональная специфика эргонимов г. Пензы. 1 Городская эпиграфика Жанровые особенности эпиграфических текстов. Граффити. Памятники и мемориальные доски как объекты коммеморации. Языковые особенности текстов на памятниках г. Пензы. Понятие о топониме, топонимии и топонимике. Топонимы как памятники культуры Пензенского края 1 4 Топонимика Пензенского края 3 5 Семейная родословная 3 Авторский портал М. Полубоярова «Суслоны» www.suslony.ru Анкетирование. Весь Пензенский край. Виртуальная экскурсия по Историческая улицам Пензы. Наблюдение топография Пензенской над языковым материалом. области. Дебаты на тему « Как http://www.suslony.ru/Pen назвать улицу?» или zagebiet/PenzKray.htm Ролевая игра «Как назвать улицу?» Наблюдение над языковым Весь Пензенский край. материалом, составление Историческая «Словаря эргонимов». топография Пензенской Деловая игра «Рекламное области. агентство» http://www.suslony.ru/Pen zagebiet/PenzKray.htm Весь Пензенский край. Наблюдение над языковым Историческая материалом. Проект топография Пензенской «Языковой портрет моего области. города (села) в его http://www.suslony.ru/Pen названиях» zagebiet/PenzKray.htm Слушание лекции, извлечение нужной информации. Подготовка докладов, ролевая игра «Научно-практическая конференция: «Имя на карте». Содержание и структура семейных Анкетирование, Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области. http://www.suslony.ru/Pen zagebiet/PenzKray.htm Авторский портал М. Полубоярова «Суслоны» www.suslony.ru Весь Пензенский край. 10 (лингвокультурологиче ский аспект) Всего родословных. История истории малой родины рода в наблюдение над языковым материалом. Подготовка докладов «История семьи в истории страны», Исследовательский проект «Имена и фамилии в родословной моей семьи» Историческая топография Пензенской области. http://www.suslony.ru/Pen zagebiet/PenzKray.htm 17 11 12