РП ЛИТЕРАТУРНОЕ краеведение 5-7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел образования Тамалинского района
МБОУ СОШ с. Ульяновка

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
гуманитарного цикла

Зам.дир.по УВР

Директор школы

Руководитель

Сарычева
Цыбяков
Ю.Г. Приказ №1 от «30» А.А. Приказ №1 от «30»
08 23 г.
08 23 г.

Уланова Л.П.
Приказ №1 от «30»08 23 г.

Рабочая программа по учебному курсу внеурочной
деятельности «Лингвистическое
краеведение»
для среднего общего образования
срок освоения программ: 3 года(5-7
классы)

с. Ульяновка, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Содержание курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение»
5 класс
6 класс
7 класс
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности «Литературное краеведение»
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
5 класс
6 класс
7 класс
Литература……………………………………..………………………………….…
Тематическое планирование
5 класс (17 часов)
6 класс (17 часов)
7 класс (17 часов)

2

Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Литературное и лингвистическое краеведение» на уровне основного общего
образования включает пояснительную записку, содержание, планируемые
результаты освоения курса, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Формирование российской гражданской идентичности, уважения к прошлому
и настоящему многонационального народа России является одним из наиболее
значимых результатов формирования личности школьника. Это длительный и
многоаспектный процесс, который начинается с осознания своей этнической
принадлежности, приобщения к истории и культуре своего народа, в том числе
через освоение истории и культуры родного края – своей малой родины.
Совершенно очевидно, что этот процесс должен строиться на основе сопряжения
основных элементов содержания предметов, отражающих совокупность знаний о
разных аспектах жизни родного края, единства урочной и внеурочной
деятельности, преемственности педагогических подходов и ценностных установок
на всех уровнях образования, учитывать необходимость формирования
метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО.
Рабочая
программа
курса внеурочной
деятельности
«Литературное и лингвистическое краеведение» на уровне основного и среднего
общего образования (далее – Программа) составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая
2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
05.07.2021 № 64100) (в последней редакции) с учетом Приказа Министерства
образования Пензенской области от 01.08.2022г. №423/01-07 «О введении курса
внеурочной деятельности «Краеведение» в общеобразовательных организациях
Пензенской области», ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения Программы основного общего образования, Примерной
программы воспитания.
Литературное краеведение
Предлагаемый курс продолжает традиции изучения предмета в основной
школе, заложенные известными пензенскими учителями и методистами Л.М.
Пальман, М.Л. Савиной и др.
Цель курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение» –
воспитание патриотизма через приобщение школьников к литературной истории
3

народов Пензенского края, организацию проектно-исследовательской и
творческой деятельности, направленной на изучение биографических и
литературных материалов.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач:
1) углубление и расширение содержания литературного образования
школьников
 за счет включения материала о связях с Пензенским краем поэтов и
писателей, изучаемых по школьной программе (И.А. Крылов, А.С.
Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, А.И. Куприн и др.);
 знакомства с жизнью и творчеством писателей, родившихся или
творивших на Пензенской земле (Н.М. Загоскин, И.И. Лажечников, Ф.
Гладков, А.Г. Малышкин и др.)
 знакомства с литературными традициями народов, населяющих
Пензенскую область;
2) формирование
историко-культурного
контекста
как
основы
патриотического, нравственного, эстетического воспитания за счет
конкретизации связей истории, литературы и других видов искусств;
3) формирование читательской грамотности и читательской культуры
школьников, потребности в качественном чтении и осмыслении
прочитанного, в т.ч.
осознании коммуникативно-эстетических
возможностей языка и их использования в собственном литературнохудожественном творчестве.
Основным инструментом отбора содержания и методических решений с
учетом требований ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, в
соответствии с которым основное внимание уделяется организации деятельности
школьников, в том числе речевой, формированию познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД. Системно-деятельностный подход
обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся
Коммуникативный подход к преподаванию курса внеурочной деятельности
«Литературное краеведение» на уровне основного общего образования
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить
адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Кроме того,
литературный текст, выступающий посредником в виртуальной коммуникации с
его автором, позволяет осуществить реконструкцию социального и личностного
4

опыта, накопленного предшествующими поколениями, сформировать ценностные
установки, что является обязательным условием нравственного воспитания.
Учет рекомендаций программы воспитания при реализации курса
«Литературное краеведение» проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Примерной
программе воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, осуществляемую
образовательной организацией в рамках модулей программы воспитания;
в
интерактивных
формах
занятий,
обеспечивающих
высокую
познавательную активность школьников, их вовлеченность в совместную с
педагогом, родителями (или лицами их заменяющими) и другими детьми
деятельность.
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указанием
количества академических часов, отводимых на ее освоение, характеристику
основных видов деятельности обучающихся, перечень возможных для
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов.
Общие результаты содержат перечень личностных, метапредметных и
предметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся по
результатам изучения курса.
Общее количество часов, отведённых на изучение курса внеурочной
деятельности «Литературное краеведение» на уровне основного общего
образования, – 51 (по 17 часов в каждом классе).

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
5 класс (17 час.)
1.
«С чего начинается Родина?» Понятие о литературном краеведении.
«Большая» литература и литературное краеведение. Цели и задачи курса
«Литературное краеведение». Пензенские поэты о Пензенском крае.
2.
Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки
народов Пензенского края. Коренные народы Пензенского края (русские,
мордва, татары, чуваши). Понятие о фольклоре и фольклорных жанрах.
Сопоставительный анализ русских, мордовских, татарских пословиц, поговорок,
загадок. Отражение в малых фольклорных жанрах представлений о жизни и быте
разных народов, общие культурные и нравственные ценности. Рассказ по одной из
пословиц (по выбору). Составление сборника пословиц (загадок, частушек)
народов Пензенской области.
3.
Сказки народов Пензенской области: русские («Охотник и колдун»,
«Иван Зеленый»), татарские («Конец света», «Алдар и мулла» и др.), мордовские
(«Юрт-ава», «Красавица Варана»). Жанровые особенности народной сказки,
анализ сюжета и композиции волшебной сказки с помощью карт В.Я. Проппа.
Сопоставительный анализ бытовых сказок: отражение в них особенностей жизни
разных народов, знакомство с народным костюмом как этнографическим
явлением. Добро и зло в сказках разных народов, трансляция общих нравственных
ценностей.
4. Понятие о литературной сказке. А.П. Анисимова – собиратель и
сочинитель сказок. Краткие биографические сведения об А.П. Анисимовой.
Литературные сказки А.П. Анисимовой (Сб. «Бабушкины янтари», «Птицарадость»). Сопоставление литературной и народной сказки. Особенности
«сказочного языка». Сочинительство сказки с использованием карт В.Я. Проппа.
Создание сборника сказок, сочиненных обучающимися.
5. И. Крылов в Пензенском крае. Ода «Уединение» (фрагмент), басня
«Свинья под дубом». Басня как литературный жанр (в сопоставлении со сказками
о животных). И.А. Крылов – знаменитый русский баснописец, страницы
биографии, связанные с Пензенским краем: Крылов в Зубрилове. Отражение
жизненных впечатлений в оде «Уединение». Пензенские истоки басни «Свинья
под дубом», чтение и анализ басни.
6. Н.И. Катков. Басни. Басня в истории современной литературы.
Знакомство с творчеством Н.И. Каткова, басни в творческом наследии писателя,
объекты сатиры в его баснях. Чтение и анализ басен «Река и Океан», «Басня про
Петю». Поучительный смысл басен.
7. М.Ю. Лермонтов и Пензенский край. Детство в Тарханах. Барский дом
6

и его обитатели. Крестьянский мир Тархан в жизни и творчестве М. Лермонтова.
Чтение и обсуждение стихотворения «1 января» (отрывок «И помню я себя
ребенком…»). Тарханские источники стихотворения «Бородино». Создание
проекта «Бородинское сражение глазами М.Ю. Лермонтова»
Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Турецкая сказка «Ашик-кериб» в
пересказе М. Лермонтова.
8. А.И. Куприн и Пензенский край. Рассказы А.И. Куприна о животных
(«Ю-ю», «Сапсан», «В зверинце», «Белый пудель» и др.). Страницы жизни и
творчества А.И. Куприна. Виртуальная экскурсия в дом-музей Куприна в с.
Наровчат. Отношения животных и людей в рассказах Куприна, особенности
создания образов животных. Чтение и обсуждение одного из рассказов (по
выбору).
9. Стихи пензенских поэтов о природе родного края. Образы природы в
произведениях современных поэтов-пензенцев (В. Агапова, Г. Горланова, В.
Застрожного, Д. Злобиной, А. Сазонова, М. Смирновой и др.). Патриотические
мотивы в произведениях поэтов-земляков. Выразительное чтение стихов
обучающимися (1-2 стихотворения по выбору). Создание сборника «Поэтыпензенцы о природе родного края»
10. У литературной карты Пензенской области. Понятие о литературной
карте. Отражение на карте Пензенской области памятных мест, связанных с
жизнью и творчеством поэтов и писателей.
6 класс (17 час.)
1.
Легенды и предания народов Пензенского края. Легенды и
предания в фольклоре, их отличие от сказки. Русские, татарские, мордовские
легенды и предания о происхождении топонимов Пензенского края.
Вариативность содержания как одна из особенностей фольклорных текстов. Три
Легенды о царице Нарчатке. Чтение и обсуждение преданий о происхождении
названий г. Пензы, р. Суры и пр. Легенда и былина. Проект «Топонимия
Пензенского края в легендах и преданиях».
2.
Народные песни Пензенского края. Песня в народной культуре.
Жанровые разновидности народной песни. Народные песни, записанные на
территории Пензенской области: жанры, тематика, языковые особенности.
3. Что значит изучать свой край? Пензенские краеведы. О.М. Савин –
писатель-краевед. Научные основы литературного краеведения: запись и
обработка фольклорного материала, изучение писем и документов, обращение к
художественным текстам. Литературно-краеведческая деятельность О.М. Савина.
Знакомство с отрывками из книги «Пишу тебе в Пензу…» Гипотезы о связи
Пушкина с Пензенским краем. Проект «Пензенская тропинка к Пушкину».
4. Пушкин и Вяземский. «Степь», «Первый снег», «Саловка» и др.
7

стихотворения П.А. Вяземского, навеянные пензенскими впечатлениями. Картины
природы и средства их создания в поэтических текстах П. Вяземского.
5. Родная природа в лирике Лермонтова («Осень», «Прекрасны вы, поля
земли родной…» и др. Чтение и анализ одного из стихотворений (по выбору).
Знакомство с главами из книги С.А. Андреева-Кривича «Тарханская пора» о
пребывании М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Юношеская поэма «Черкесы»,
особенности сюжета, главные образы. Поэты и писатели о Лермонтове. Проект
«Венок Лермонтову».
6. Н.С. Лесков и Пензенский край. Страницы жизни Н.С. Лескова,
связанные с Пензенским краем, отражение пензенских впечатлений в
произведениях писателя («Из мелочей архиерейской жизни», «Очарованный
странник», «Загон» и др.). Очерк как жанр художественной публицистики. Чтение
и обсуждение очерка «Пензенский архиерей Варлаам» (из «Мелочей архиерейской
жизни»). Особенности создания образа главного героя.
6. Ф.И. Буслаев в Пензе. «Мои воспоминания» (фрагменты). Понятие
автобиографической прозы. Пензенские страницы биографии Ф.И. Буслаева.
Отражение детских впечатлений в воспоминаниях о годах обучения в Пензенской
гимназии. Работа над проектом «Дети и детство на страницах произведений
Пензенских писателей».
7. Ф.И. Гладков и Пензенский край. «Повесть о детстве» (главы по
выбору). Страницы биографии писателя. Повесть как жанр художественной
литературы. Картины крестьянской жизни в повести (гл. 5, 6: крестьянская работа,
люди села). Особенности воплощения темы детства (гл. 7, 8 игры взрослых и
детей; гл. 16 – «Заветы бабушки Натальи» и др.). Проект «Дети и детство на
страницах произведений Пензенских писателей».
8. П.И. Замойский. «Две правды». Страницы биографии писателя.
Отражение крестьянского быта в рассказе «Две правды». Тема детства и
особенности ее воплощения в рассказе. Рассказ и очерк, жанровая специфика.
Проект «Дети и детство на страницах произведений Пензенских писателей».
9. Пензенские поэты о родном крае. Образ малой родины в произведениях
пензенских поэтов. Выразительное чтение стихов М. Смирновой, Д.Злобиной, Л.
Яшиной, Ф. Ракушина, А. Сазонова и др.
10. У литературной карты Пензенской области. Заполнение литературной
карты на основе изученных произведений. Чтение и/или пересказ наиболее
понравившихся фрагментов.
7 класс (17 час.)
1. Страницы прошлого нашей Родины в произведениях писателейземляков В. Канин «На тропе Батыевой» (главы из повести). Понятие об
исторической прозе. Биографические сведения о В. Канине. Из истории замысла и
8

работы над романом «На тропе Батыевой», история возникновения г. Пензы.
Проект «Страницы прошлого нашей Родины в произведениях писателейземляков».
2. Изображение героических характеров в романе М.Н. Загоскина «Юрий
Милославский, или русские в 1612 году» (главы из романа). М.Н. Загоскин на
Пензенской земле. «Юрий Милославский» – первый русский исторический роман,
жанровое своеобразие, историческая основа сюжета. Система образовперсонажей, герои исторические и вымышленные. Героико-патриотический пафос
романа. Изображение «смутного времени» Пушкиным и Загоскиным.
3. Картины нравов далекой эпохи в романе И.И. Лажечникова «Ледяной
дом» (в сокращении). И.И. Лажечников и Пензенский край. И.И. Лажечников и
В.Г. Белинский. Картины нравов далекой эпохи в романе «Ледяной дом»,
историческая основа повествования. Комментированное чтение и анализ эпизодов
из гл. 3 (1 части), гл.3 (3 части) и др. по выбору. Особенности развития сюжета в
романе и создания образов главных героев.
4. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Тарханские
впечатления в «Песне» и других произведениях М.Ю. Лермонтова. Тема
крестьянского бунта в юношеском романе «Вадим».
5. Пенза и пензенцы на страницах мемуарной литературы. Картины
провинциальной жизни XIX века в книге В.А. Инсарского «Половодье».
Мемуары как литературный жанр и как исторический источник. В.А. Инсарский –
«певец родного города», его место в литературном краеведении. Литературное
изображение Пензы первой половины XIXвека (главы из книги).
6. Пензенские страницы жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Страницы жизни М.Е. Евграфовича Салтыкова-Щедрина, служба в Пензенской
казенной палате. Отражение фактов пензенской действительности в
произведениях сатирика. Очерк «Старый кот на покое».
7. Пенза начала ХХ века в воспоминаниях К.Д. Вишневского «Пенза и
пензяки». Знакомство с «Пензенской энциклопедией», биографией К.Д.
Вишневского. Выборочное чтение глав (гл. 1, 2) из книги К.Д. Вишневского
«Пенза и пензяки». Проект «Картины жизни провинциального города XIX – XX
вв. (по страницам мемуаров и художественных произведений)».
8. Пензенские поэты о Великой Отечественной войне. Тема войны в
современной литературе и ее отражение в творчестве поэтов-земляков. Стихи А.
Сазонова, Г. Горланова и др. о Великой Отечественной войне, тема мужества,
боевого и трудового подвига народа.
9. Стойкость и мужество советского человека в произведениях К.С.
Бадигина. Знакомство с биографией К.С. бадигина. Выборочное чтение и
обсуждение глав из романа «На морских просторах» или «Седовцы». Страницы
биографии К.С. Бадигина. Отражение в художественном творчестве жизненных
9

впечатлений полярного капитана. Исторические романы Бадигина (обзор).
10. Мастерство и талантливость народных умельцев в романе В.Л.
Садовского «Алмазная грань». Чтение и обсуждение фрагментов романа
«Алмазная грань» о Никольском хрустальном заводе, о мастерстве и
талантливости народных умельцев.
11. «Горжусь тобой, мой край родной». Завершение проекта «У литературной
карты Пензенской области». Любимые страницы произведений о Пензе и
пензенцах.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных
интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
11


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение использовать разные виды чтения, владеть приемами смыслового
чтения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты курса внеурочной деятельности «Литературное
краеведение» соотносятся с предметными результатами основного курса
«Литература» и курса «Родная русская литература», т.к. его содержание
поддерживает, расширяет содержание литературного образования за счет
включения краеведческого материала.
5 КЛАСС
К
концу изучения
курса
«Литературное
краеведение»
в5
классе обучающийся должен:
1) иметь начальные представления об общечеловеческой ценности
литературы и ее роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами
Российской Федерации;
2) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
- определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности
языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений:
- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
12

- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные
произведения фольклора и художественной литературы, а также литературные
произведения с произведениями других видов искусства (с учетом возраста,
литературного развития обучающихся);
3) выразительно читать, в том числе наизусть поэтические произведения,
передавая личное отношение к произведению (с учетом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
4) владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным художественных текстов различных функционально-смысловых типов
речи; владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с
помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально
изученных произведений фольклора и литературы;
7) участвовать в беседе и диалоге (полилоге) о прочитанном произведении,
подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учетом литературного развития
обучающихся);
8) создавать устные и письменные высказывания объемом не менее 70 слов (с
учетом литературного развития обучающихся) на основе прочитанных
произведений;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение,
расширять свой круг чтения, в том числе за счет произведений краеведческой
тематики для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под
руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учетом
литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в
том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя
электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный
перечень.
6 КЛАСС
1)
понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать ее роль в воспитании любви к Родине и укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
13

2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства,
осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений
фольклора и художественной литературы:
- воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное с
учетом родовой и жанровой специфики произведения
- понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их
в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных
оценок и наблюдений:
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними;
- сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом возраста и
литературного развития обучающихся);
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других видов
искусства (живопись, музыка, театр, кино);
3) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к
произведению (с учетом литературного развития, индивидуальных особенностей
обучающихся);
4) владеть приемами смыслового чтения и аудирования для извлечения
необходимой информации;
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не
менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на
прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора, художественной литературы в т.ч. с использованием
методов смыслового чтения;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения
по рекомендациям учителя, в том числе за счет произведений краеведческой
тематики для детей и подростков;
14

11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской
деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять
полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными
библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.
7
КЛАСС
1) понимать
общечеловеческую
и
духовно-нравственную
ценность
литературы, осознавать ее роль в воспитании любви к Родине и укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять
отличия
художественного
текста
от
текста
научного,
делового,
публицистического; уметь рассматривать изученные произведения в рамках
историко-литературного контекста;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное (с учетом литературного развития обучающихся),
понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина
мира; сопоставлять художественный текст и факты биографии его автора;
4) сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты
разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные
приемы, особенности языка;
5) сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства
(живопись, музыка, театр, кино);
6) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к
произведению (с учетом литературного развития, индивидуальных особенностей
обучающихся);
7) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды
пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять фабулу;
8) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку
прочитанному; соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников обсуждения;

15

9) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные
художественные произведения краеведческой направленности с использованием
методов смыслового чтения и эстетического анализа;
10) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития
собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
11) планировать свое досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счет произведений
современной краеведческой литературы для детей и подростков;
12) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или
исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
13) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в
том числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными
библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.
Литература
Анисимова А.П. Бабушкины янтари. – М.: Сов. Писатель, 1959 г. (или др.
издания)
Анисимова, А.П. Птица радость / А.П. Анисимова. — Пенза: Пенз. кн. изд-во,
1961 — 152с.
Буслаев Ф.И. Мои воспоминания //http:dugward.ru / library /
buslaev_moi_vospominaniya.html.
Генеалогия РУ. – http://genealogia.ru/
Ермакова А.В. Лингвокраеведческий подход в обучении русскому языку
[Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.scienceforum.ru/
Канакина
Г.И.
Язык
современного
провинциального
города:
лингвокультурологическое исследование (на материале г. Пензы): моног. / Г.И.
Канакина, И.Г. Родионова, Л.Б. Гурьянова, М.Г. Луннова; под ред. Г.И.
Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 108 с.
Колесов В.В. Язык города. – М.: Либроком, 2016. – 192 с.
Крылов И.А. Басни (любое издание).
Куприн А.И. Рассказы о животных (любое издание).
Лингвисты Пензенского края: Хрестоматия-практикум / Авт.-сост. Г.И.
Канакина, Л.Б. Гурьянова,, И.Г. Родионова; под ред. Г.И. Канакиной. – Пенза:
ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. – 278 с.
Пальман Л.М. Слово о родной земле: Хрестоматия по курсу литературного
краеведения для 5, 6, 7 кл. (любое издание).
Полубояров Н.С. Суслоны. – авторский портал:http:www.susljny.ru
16

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-во
Ленинградского
университета,
1986.
[Электронный
ресурс.
Доступ:
]https:/
/imwerden.de/pdf/propp_istoricheskie_korni_volshebnoj_skazki_1986
ocr.pdf
Родикова Е.В. Слово о родной земле: Методическое пособие по курсу
«Литературное краеведение». 5 кл. – Пенза, 2014. – 344 с.
Родионова И.Г. Лингвисты Пензенского края: учебно-методическое пособие
для студентов факультета рус. яз. и лит./ Под ред. Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ
им. В.Г. Белинского, 2006. – 40 с.
Родные истоки: хрестоматия по курсу литературного краеведения для
средних и старших классов. Авторы-составители: М.Л. Савина, Т.Н. Козина. /Под
ред. К.ф.н. О.М. Савина – Пенза, изд-во «Пеликан», 2000. – 376 с.
Савин О.М. Пенза литературная. – Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1984. – 352
с.
Савин О.М. «…пишу тебе в Пензу» (Пензенская тропинка к Пушкину). –
Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983. – 184 с.

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
5 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы курса

Количест
во часов

1

«С чего начинается
Родина…»

1

2

Малые жанры в

2

Программное содержание

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Введение
в
курс Викторина «Знаешь ли ты свой Региональная
«Литературное краеведение». край?», просмотр иллюстраций, общественная
Урок-концерт
видеофрагментов о родном крае, организация краеведов
чтение
стихов
пензенских Пензенской области.
поэтов.
https://kraeved-pnz.ru /
Весь Пензенский край.
Историческая
топография Пензенской
области.
http://www.suslony.ru/Pen
zagebiet/PenzKray.htm
Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для детей
6–12 лет. Составители: Г.
А. Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/
index.php?
option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=36
5_79f870da963e7b5f1aa7
6d14d23f1f09&Itemid=14
6
Частушки,
пословицы, Работа с этнографической картой Песни и сказки
18

фольклоре народов
пензенского края

3

Сказки народов
Пензенского края

1

Литературные сказки в
творчестве писателейземляков

Пензенской области.
https://dl.liblermont.ru/DL
/August_17/Pesni_i_skazk
i_penzenskoi_oblasti.pdf/
view

Песни и сказки
Пензенской области.
https://dl.liblermont.ru/DL
/August_17/Pesni_i_skazk
i_penzenskoi_oblasti.pdf/
view
Песни и сказки
Пензенской области.
https://dl.liblermont.ru/DL
/August_17/Pesni_i_skazk
i_penzenskoi_oblasti.pdf/
view
Песни и сказки
Пензенской области.
https://dl.liblermont.ru/DL
/August_17/Pesni_i_skazk
i_penzenskoi_oblasti.pdf/
view

1

Сказки народов Пензенской Беседа по содержанию сказок
области: татарские народные «Конец света», «Алдар и мулла»
сказки
и
др.,
иллюстрирование
эпизодов,
знакомство
с
элементами народного костюма.

1

Сказки народов Пензенской Беседа
по
содержанию
области:
мордовские мордовских сказок «Юрт-ава»,
народные сказки
«Красавица Варана» и др.,
иллюстрирование
эпизодов,
знакомство
с
элементами
народного костюма.
Сказки народов Пензенской Викторина «Знаток народных
области
сказок», выставка рисунков,
инсценирование
эпизодов
прочитанных сказок
Жизнь и творчество поэтессы Работа с географической картой Анисимова А.П. – поэт,
и
переводчицы
А.П. Пензенской области (с. Поим песенник http://soyuzpisatelei.ru
Анисимовой. Знакомство с
Белинского района). Беседа о

1

4

поговорки, загадки народов Пензенской области
Пензенского края
Прослушивание
частушек,
работа
с
пословицами
и
поговорками,
загадками,
записанными в Пензенском крае.
Проект: составление сборника
произведений
малых
фольклорных жанров народов
Пензенской области
Сказки народов Пензенской Беседа по содержанию сказок
области: русские народные «Охотник и колдун», «Иван
сказки,
записанные
на Зеленый»,
иллюстрирование
территории
Пензенской эпизодов,
знакомство
с
области
элементами народного костюма.

2

19

литературной
А.П.Анисимовой
Радость»

5

6

Басня как жанр в
литературном
краеведении

М.Ю. Лермонтов и
Пензенский край

1

сказкой жизни
и
творчестве
А.П.
«Птица Анисимовой,
выразительное
чтение стихов, прослушивание
записанных
ею
песен.
Аналитическая беседа по сказке
«Птица-радость».
Сочинение
сказки по картам В.Я. Проппа.
Проект:
создание
сборника
сказок,
сочиненных
обучающимися.
И.А. Крылов и Пензенский
Работа с географической картой
край.
Пензенской
области
(с.
Картины природы в оде Зубрилово
Тамалинского
«Уединение». Басня «Свинья района). Беседа о жизни и
под дубом»
творчестве
И.А.
Крылова,
выразительное чтение ранее
изученных басен. Выразительное
чтение фрагментов оды
«Уединение»
Беседа
по
содержанию басни «Свинья под
дубом».

1

Особенности
современной
басни. Басни пензенского
поэта Н.И. Каткова

1

М.Ю. Лермонтов. Детство в
Тарханах. Стихотворение «1
января» (отрывок «И помню я

В.Я. Пропп Истоические
корни волшебной сказки
https://imwerden.de/pdf/
propp_istoricheskie_korni
_volshebnoj_skazki_1986
ocr.pdf

Усадьба князей
ГолицыныхПрозоровских
https://go.mail.ru/redir?
type=sr&redir=eJzLKCkp
KLbS18_Nr0zULchJzEstS
dQrKtUvSi3ILyop1i_LTC
3XLy1OTElKjE_Pz8lMrs
yrzCgoyq_KL8ovK87OzIi
vKk0qyszJL8uPNzQwNT
FiYDA0MzM0Mzc3NrVk
uL3bhYlTd1p4B0NT0BrT
I4UAB8goDw&src=2d60f
60&via_page=1&user_typ
e=49&oqid=c2776b4eb73
58192
Беседа о жанре басни, о Катков Н.И. http://mkтворчестве
Н.И.
Каткова. penza.ru/article/liter/121
Выразительное чтение и анализ
басен «Река и Океан», «Басня про
Петю».
Работа с географической картой Государственный музей(с.
Лермонтово
Белинского заповедник «Тарханы»
района). Виртуальная экскурсия http://tarhany.ru
20

себя ребенком…»)

7

Произведения
пензенских писателей
и поэтов о природе и
животных

в музей-заповедник «Тарханы»:
барский дом и его обитатели.
Выразительное
чтение
фрагментов стихотворения «1
января»)
Виртуальная
экскурсия
«Крестьянский мир Тархан».
Выразительное
чтение
стихотворения
«Бородино»,
беседа по содержанию. Проект:
Бородинское сражение глазам М.
Лермонтова"
Создание
презентации
«Лермонтов
и
Кавказ»,
выразительное, стихотворений.
Беседа по содержанию сказки
«Ашик-кериб», пересказ.

1

Пензенские
источники
стихотворения
М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

Кавказ в жизни и творчестве
Лермонтова. Сказка «Ашиккериб».

1

Произведения А.И. Куприна о Работа с географической картой
животных
(с.
Наровчат).
Виртуальная
экскурсия в дом-музей А.И.
Куприна. Беседа о дружбе
человека
и
животных
по
рассказам «Ю-ю», «Сапсан», «В
зверинце», «Белый пудель» и др.

Государственный музейзаповедник «Тарханы»
http://tarhany.ru

Государственный музейзаповедник «Тарханы»
http://tarhany.ru
Государственный музейзаповедник «Домик
Лермонтова» в
Пятигорске
www.Домиклермонтова.
рф
Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для детей
6–12 лет. Составители: Г.
А. Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/
index.php?
option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=36
5_79f870da963e7b5f1aa7
6d14d23f1f09&Itemid=14
6
21

8

«С чего начинается
Родина…». Итоговое
занятие

Всего

1

Стихи пензенских поэтов о Выразительное
природе родного края. Урок- стихотворений
концерт
поэтов
о
прослушивание
композиций.

1

Литературная
Пензенской области

чтение
пензенских
природе,
музыкальных

карта Запуск проекта «Литературная
карта Пензенской области»

Дом-музей А.И. Куприна
в с. Наровчат
http://kuprin-lit.ru
Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для детей
6–12 лет. Составители: Г.
А. Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/
index.php?
option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=36
5_79f870da963e7b5f1aa7
6d14d23f1f09&Itemid=14
6
Сайт Региональной
общественной
организации краеведов
Пензенской области
https://kraeved-pnz.ru/
Объединение
государственных
литературномемориальных
музеев
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru

17

22

6 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы курса

Количест
во часов

Программное содержание

Виды деятельности

1

Легенды и предания
народов Пензенского
края.

2

Топонимия Пензенского края в Работа с географической картой
легендах и преданиях
Пензенской
области.
Комментированное
чтение
легенды о мокшанской княгине
Нарчатке. Чтение и пересказ
преданий о назваиях рек Сура,
Айва и др.

2

Народные
песни
Пензенского края

1

3

Что значит изучать
свой край? Пензенские
краеведы

1

Народные песни, записанные Прослушивание
в
записи
на территории Пензенской народных песен, исполняемых
области
пензенскими
фольклорными
коллективами, чтение тестов
народных песен, беседа по
содержанию.
Проект «Топонимия Пензенского
края в легендах и преданиях»
О.М. Савин – поэт, писатель, Просмотр
презентации
хранитель
памяти
земли «Известные
пензенские
пензенской.
краеведы»
Рассказ о О.М. Савине. Чтение
стихотворений О.М. Савина,
обзорное знакомство с книгой
«Пенза литературная».

4

Пензенская тропинка к
Пушкину

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Весь Пензенский край.
Историческая
топография Пензенской
области.
http://www.suslony.ru/Pen
zagebiet/PenzKray.htm
Авторский портал М.
Полубоярова «Суслоны»
www.suslony.ru
Песни и сказки
Пензенской области.
https://dl.liblermont.ru/DL
/August_17/Pesni_i_skazk
i_penzenskoi_oblasti.pdf/
view

Сайт Региональной
общественной
организации краеведов
Пензенской области
https://kraeved-pnz.ru/
Савин О.М.
www.penzahroniki.ru
www.ru.wikipelia.org
П.А. Вяземский и Пензенский Выборочное чтение глав из О.М. Савин
край.
книги О.М. Савина «…пишу тебе www.ru.wikipelia.org
23

5

Лермонтов и
Пензенский край.

1

2

6

Н.С. Лесков и
Пензенский край

1

Картины
природы
в в Пензу…» Чтение и анализ
стихотворениях А.С. Пушкина стихотворения
«Саловка»,
и П.А. Вяземского
сопоставительный
анализ
стихотворений «Бесы» и
«Зимние карикатуры»
Картины родной природы в
Выразительное чтение и анализ
лирике М.Ю. Лермонтова
стихов «Осень», «Прекрасны вы,
поля земли родной…»
Тарханы в жизни и творчестве Чтение фрагментов из книги С.А.
М.Ю. Лермонтова. Поэма Андреева-Кривича «Тарханская
«Черкесы».
пора». Чтение и обсуждение
юношеской поэмы Лермонтова
«Черкесы».
Знакомство
с
картиной
М.Ю.Лермонтова
«Черкес», деталями народного
костюма. Подготовка учащимися
сообщений и презентаций:
«Кавказские
легенды
о
М.Ю.Лермонтове»,
«Личные вещи Лермонтова
кавказской работы»,
«Обычаи и нравы кавказцев».
Проект «Венок Лермонтову»
(составление
сборника
поэтических произведений о
М.Ю. Лермонтове)
Пензенские впечатления в Сообщения учащихся на тему
творчестве Н.С. Лескова
«Н.С.Лесков и Пензенский край»
по книге Олега Савина «Пенза
литературная».
Чтение
и
обсуждение очерка «Пензенский
архиерей Варлаам» (из «Мелочей
архиерейской жизни»).

П.А. Вяземский
www.ru.wikipelia.org

Государственный музейзаповедник «Тарханы»
http://tarhany.ru
Государственный музейзаповедник
«Домик
Лермонтова»
(Пятигорск)
www.Домиклермонтова.
рф

Лесков Н.С.
www.ru.wikipelia.org
Объединение
государственных
литературномемориальных
музеев
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru
24

7

Ф.И. Буслаев в Пензе

1

Понятие автобиографической Знакомство с биографией Ф.И.
прозы. Ф.И. Буслаев «Мои Буслаева. Выборочное чтение
воспоминания»
глав (1 – 4) из воспоминаний.

8

Ф.В. Гладков и
Пензенский край

3

Изображение
крестьянского
труда, быта Пензенского края
начала XX века в «Повести о
детстве» Ф.В. Гладкова

9

П.И. Замойский

1

10

Пензенские поэты о
родном крае

1

Сообщения
учащихся
(презентация) «Ф.В.Гладков и
Пензенский край» по книге
Олега
Савина
«Пенза
литературная».
Выборочное
чтение
о
обсуждение глав «Повести о
детстве»
Картины народной жизни в Знакомство с биогафией П.И.
произведениях
П.И. Замойского. Выборочное чтение
Замойского «Две правды»,
и обсуждение произведений
«Подпасок»
Замойского. Проект «Дети и
детство
на
страницах
произведений
Пензенских
писателей»
Образ малой родины в Выразительное
чтение
произведениях
пензенских стихотворений М. Смирновой, Д.
поэтов. Урок-концерт
Злобиной, Ф. Ракушина, А.
Сазонова, Г. Горланова и др.

Буслаев Ф.И.
www.ru.wikipelia.org
Буслаев
Ф.И.
Мои
воспоминания
www.az.lib.ru
Гладков Ф.В.
www.ru.wikipelia.org
Объединение
государственных
литературномемориальных
музеев
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru
Замойский П.И.
www.ru.wikipelia.org
Объединение
государственных
литературномемориальных
музеев
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru
Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для детей
6–12 лет. Составители: Г.
А. Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/
index.php?
option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=36
5_79f870da963e7b5f1aa7
6d14d23f1f09&Itemid=14
6
25

11

Итоговое занятие

Всего

1

У
литературной
Пензенской области

карты Заполнение
«Литературной
карты». Экскурсия (в т.ч.
виртуальная)
в
один
из
литературных музеев Пензенской
области

Сайт Региональной
общественной
организации краеведов
Пензенской области
https://kraeved-pnz.ru/
Объединение
государственных
литературномемориальных
музеев
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru

17

7 класс
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы курса

Количест
во часов

Программное содержание

Страницы
прошлого
нашей
Родины
в
произведениях
писателей-земляков
(понятие
об
исторической прозе)

1

В.
Канин
«На
тропе Работа с географической картой
Батыевой».
История Пензенской
области.
возникновения города Пензы
Комментированное чтение глав
из повести В. Канина «На тропе
Батыевой».
Работа с презентацией «Пенза –
город-крепость»

2

Изображение

героических

Виды деятельности

Выборочное

чтение

и

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
В. Канин
www.ru.wikipelia.org
Сайт Региональной
общественной
организации краеведов
Пензенской области
https://kraeved-pnz.ru/
«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм первый: «В Пензе
вся история
России…»https://www.yo
utube.com/watch?
v=AzzjQoDVQF0
Загоскин Н.М.
26

характеров в романе М.Н.
Загоскина
«Юрий
Милославский, или русские в
1612 году»

2

Пенза и пензенцы на

обсуждение глав из романа
«Юрий
Милославский».
Изображение
«смутного
времени»
Пушкиным
и
Загоскиным.
Подготовка
учащимися
презентаций «И.И. Лажечников в
Пензе», «Лажечников и В.Г.
Белинский». Выборочное чтение
(с использованием аудиокниги) и
обсуждение глав из романа
«Ледяной дом»
Подготовка
учащимися
виртуальной экскурсии «Мир
Тархан».
Викторина
по
произведению «Песня про купца
Калашникова»

www.ru.wikipelia.org
http://zagoskin.lit-info.ru/
zagoskin/proza/yurijmiloslavskij/index.htm

1

Картины
нравов
далекой
эпохи
в
романе
И.И.
Лажечникова «Ледяной дом»

1

М.Ю. Лермонтов. Тарханские
впечатления в «Песне про
купца Калашникова» и других
произведениях
М.Ю.
Лермонтова.

2

Тема крестьянского бунта в Чтение и обсуждение глав
юношеском романе М.Ю. незавершенного
юношеского
Лермонтова «Вадим».
романа М.Ю. Лермонтова
«Вадим»,
просмотр
видеофрагментов спектакля по
роману «Вадим» Пензенского
драматического театра.
Литературная игра «Лермонтов и
Пензенский край».
Проект «Картины прошлого
нашей родины в произведениях
писателей-земляков»
Картины
провинциальной Выборочное
чтение
и Инсарский В.А.

1

Лажечников И.И.
www.ru.wikipelia.org
Роман «Ледяной дом»
https://bookscafe.net/
book/lazhechnikov_ivanledyanoy_dom-42300.html
Государственный музейзаповедник «Тарханы»
http://tarhany.ru
О творчестве М.Ю.
Лермонтова
http://lermontov-lit.ru/
lermontov/kritika/
mihajlova-prozalermontova/vadim.htm
О творчестве
М.Ю.Лермонтова
http://lermontov-lit.ru/
lermontov/kritika/
mihajlova-prozalermontova/vadim.htm
Инсценировка романа
«Вадим»
https://
www.youtube.com/watch?
v=-Pxalj0dGaI

27

страницах мемуарной
литературы

3

«Горжусь тобой, мой
край родной»

жизни XIX века в книге В.А. обсуждение
глав,
просмотр
Инсарского. «Половодье»
фотографиий
старых
улиц
Пензы. Квест «По старым
улицам Пензы»

1

Пензенские страницы жизни и
творчества М.Е. СалтыковаЩедрина. Очерк «Старый кот
на покое»

Создание
учащимися
презентаций «М.Е. СалтыковЩедрин в Пензе», чтение и
обсуждение очерка «Старый кот
на покое»

2

Пенза начала ХХ века в
воспоминаниях
К.Д.
Вишневского
«Пенза
и
пензяки»

1

Пензенские поэты о Великой
Отечественной войне

Знакомство
с
«Пензенской
энциклопедией»,
биографией
К.Д. Вишневского. Выборочное
чтение глав из книги.
Проект
«Картины
жизни
провинциального города XIX –
ХХ века» (по произведениям
мемуарной литературы)
Читательская
конференция
«Тема Великой Отечественной
войны
в
произведениях
пензенских поэтов»

2

Стойкость

и

мужество

Знакомство с биографией К.С.

www.ru.wikipelia.org
«Половодье»
www.rusneb.ru
Фотографии старой
Пензы
www.old_penza.livejourna
l.com
Салтыков-Щедрин М.Е.
www.ru.wikipelia.org
Объединение
государственных
литературномемориальных
музеев
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru
«Пензенская
энциклопедия»
https://penza-enc.ru/
К.Д. Вишневский
www.ru.wikipelia.org

Антология пензенской
военной поэзии (сост.
О.М. Савин)
https://dl.liblermont.ru/
DL/January_15/Savin
%20A%20pamiaty
%20vechen%20ogon.pdf/
download/Savin%20A
%20pamiaty%20vechen
%20ogon.pdf
Бадигин К.С.
28

советского
человека
произведениях К.С. Бадигина

1

Мастерство и талантливость Выборочное
чтение
и
народных умельцев в романе обсуждение глав из романа
В.Л. Садовского «Алмазная «Алмазная грань» о Никольском
грань»

1

в Бадигина, выборочно чтение глав
из
повестей
«На
морских
просторах»
или
«Седовцы».
Экскурсия
в
музей
русских
экспедиций РГО (Пенза)

хрустальном заводе. Виртуальная
экскурсия в музей стекла и хрусталя
г. Никольска

«Горжусь тобой, мой край Выразительное
чтение
родной». Урок-концерт
стихотворений и прозаических
отрывков
из
произведений
пензенских поэтов и писателей

www.ru.wikipelia.org
«Седовцы»
https://knigogid.ru/books/7
46240-sedovcy/toread
Русское географическое
общество. Пензенское
отделение www.rgo.ru
Объединение
государственных
литературномемориальных
музеев
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru
Садовский В.Л.
www.ru.wikipelia.org
«Алмазная грань»
https://knigogid.ru/books/
763599-almaznaya-gran/
toread
Музей стекла и хрусталя
г. Никольска
http://penza.gallery/omuzee/filialy/nikolskijmuzej.html
Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для детей
6–12 лет. Составители: Г.
А. Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/
index.php?
option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=36
29

Итоговый урок

1

Всего

17

«У
литературной
Пензенской области»

5_79f870da963e7b5f1aa7
6d14d23f1f09&Itemid=14
6
карты Подведение итогов
проекта Объединение
«Литературная карта Пензенской государственных
области». Написание эссе «Моя литературнолитературная карта Пензенской мемориальных
музеев
области»
Пензенской области
www.muzlitpenza.ru

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».