РП курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Тамалинского района
МБОУ СОШ с. Ульяновка

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
естественноматематического цикла

зам.дир.по УВР

директор школы

________________________

________________________

Сарычева Ю.Г.
Приказ №49/5 от «30» 08
2023 г.

Цыбяков А.А.
Приказ № 49/6 от «30» 08
2023 г.

________________________
Кузенкова М.В.
Протокол М.В. от «30» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 8 класса

с. Ульяновка 2023

Пояснительная записка
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в
различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования
в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения
важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять,
интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон,
осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные
решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных
и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их
интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным
направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса
строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской,
математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и
креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными
особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного
материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на
различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного
мышления.
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 8 класса. Программа курса рассчитана
на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик.
Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность
позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое
место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и

социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания
разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе
издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвещения» », а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям,
помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их
индивидуальную и групповую работу.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ.
О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность,
математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность,
глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в
целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется
средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами
разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение
приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной
и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации,
что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации,
распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых
к математическому образованию, Концепции развития математического образования в
Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного
образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и

использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать
решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом
может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых
тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат
внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации
образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых,
это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения
математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и
изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых,
такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием
других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается
«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует
применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет
важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает
естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
внеурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от
него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

демонстрировать понимание особенностей естественно- научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с
точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в
меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов,
регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной
грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных
формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не
обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование,
медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности
учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых

решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы
«Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9
классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами
грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать
финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые
решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке
умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих
однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного
человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых
знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия,
изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных
предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные
проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по
«глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять
сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их
воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет
решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их
возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня
экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при
планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для
окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие
производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от
способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает
людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности,
эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому
креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с
которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и
назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать
базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать
идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания

особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых
уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет
впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и
совершенствования креативного мышления.
Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания,
основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для
функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия
каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики,
оценки или самооценки и рефлексии.
8 класс
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем
действовать» (5 ч)
1
Смысл жизни (я и моя жизнь)
2
Человек и книга
3
Познание
Модуль: Естественно- научная грамотность «Как применяют знания?» (5 ч)
1
Наука и технологии
2
Мир живого
3
Вещества, которые нас окружают
4
Наше здоровье
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе
и в жизни» (5 ч)
1
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального
взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: 6
тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС), 6 схемы, опорные
конспекты (ВС), 6 социальные инициативы и взаимодействия (СПр), 6
изобретательство и рационализаторство (ЕНПр).
2
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость
мышления при решении школьных проблем. Использование
имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем
3
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность?
Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при
выполнении задания
4
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение
проекта на основе комплексного задания
5
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)

1
В профессиях
2
В общественной жизни
3
В общественной жизни
4
В профессиях
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч)
1
Финансовые риски и взвешенные решения
2
Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять

3
Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать
4
Самое главное о сбережениях и накоплениях
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
«Сосчитать – после не хлопотать»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для
будущего» (5 ч)
1
Социальные нормы – основа общения
2
Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и
достигаем общих целей
3
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем
4
Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты

осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

проявление интереса к способам познания; 6 стремление к самоизменению;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

активное участие в жизни семьи;

приобретение опыта успешного межличностного общения;

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;

готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;

осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;

способность к совместной деятельности;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и
ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1)
базовые логические действия:

владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;

владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч.

– с помощью схем и знако-символических средств;

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания

для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
2)
работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной

учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их

комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой
универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)
общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 6 распознавать
невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;

публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;









3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; 6 открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и
оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в
рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
 понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-

деловых, публицистических, художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и
письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов
по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная
передача в устной и письменной форме содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации,
явной и скрытой информации в тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:

овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;

овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать
смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных
учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету
«Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие
предметные математические умения и навыки:
 сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая
устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными
числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа;
вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;

решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с
отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области
управления личными и семейными финансами),
 решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и
алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и
ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
 извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с

помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее
и наименьшее значения, размах числового набора;

оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
 пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;
приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных
плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных
прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур;
пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие;
использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения;
применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника,
теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин,
расстояний, площадей;

находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
находить длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба,
параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение
геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными
метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни
единицы величины через другие;

использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и
анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков
реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств
процессов и зависимостей;

переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства
при решении различных задач;

решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их

преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
 формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
 формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков,
при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг);
 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);
 приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере
управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
формирование предпосылок научного типа мышления;
 освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
 проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
 предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми
потребностями, в области межличностных взаимоотношений;


ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.
Тематическое планирование
№

Тема

Основное
содержание
Знакомство
участников
программы.
Обсуждение
понятий
«функциональн
ая
грамотность»,
«составляющие
функционально
й грамотности
(читательская,
математическа
я, естественнонаучная,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции,
креативное
мышление).
Ожидания
каждого
школьника и
группы в целом
от совместной
работы.
Обсуждение
планов и
организации
работы в
рамках
программы.

Основные виды
деятельности

Формы
проведения
занятий

Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Игры и
Портал Российской
упражнения, электронной школы
помогающи (https://fg.resh.edu. ru/)
е
Портал ФГБНУ ИСРО
объединить РАО, Сетевой
участников комплекс
программы, информационного
которые
взаимодействия
будут
субъектов Российской
посещать
Федерации в проекте
занятия.
«Мониторинг
Беседа,
формирования
работа в
функциональной
группах,
грамотности
планирован учащихся»
ие работы.
(http://skiv.instrao. ru/);
Материалы из пособий
«Функциональная
грамотность. Учимся
для жизни»
издательства
«Просвещение»
Материалы
образовательного
ресурса издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности;
стремление быть
полезным, интерес к
социальному
сотрудничеству;
Сформировать
внутреннюю позиции
личности как особого
ценностного
отношения к себе,
окружающим людям и
жизни в целом;
Сформировать
установку на активное
участие в решении
практических задач,
осознанием важности
образования на
протяжении всей
жизни для успеш ной
профессиональной
деятельности и
развитием
необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения; готовность к
разнообразной
совместной
деятельности, активное
участие в
коллективных учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах
Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)
2-3
Человек и 2
Особенности
Использовать
Практикум
«Книга из интернета»
книга
чтения и
информацию из текста в
(http://skiv. instrao.ru)
понимания
для различных целей
компьютерн «Милорд»:
электронных
ом классе
образовательный
текстов
ресурс издательства
«Просвещение»
1

Введение

Колво
часо
в
1

(https://media.
prosv.ru/func/)
4-5
Познание 2
Научная
Использовать
конференци «Исчезающая пища.
информация:
информацию из текста я
Бананы»: образоваанализ и
для различных целей
тельный ресурс издаоценка
тельства «Просвещение» (https://media.
prosv.ru/func/)
«Исчезающая пища»:
(Читатель- ская
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Учеб.
пособие для
общеобразоват. организаций. В 2-х ч.
Часть 2. – Москва,
Санкт-Петербург:
«Просвещение», 2021).
«Новости» (http://
skiv.instrao.ru)
6
Смысл
1
Художественн Интегрировать и
Творческая «За тенью» (http://
жизни (я
ый текст как
интерпретировать
лаборатория skiv.instrao.ru)
и моя
средство
информацию
«Зачем?»:
жизнь)
осмысления
образовательный
действительнос
ресурс издательства
ти
«Просвещение»
(https://media.
prosv.ru/func/)
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч)
7-8
Наука и
2
Выполнение
Объяснение
Работа
«Поехали на
технологи
заданий
принципов действия
индивидуал водороде»:
и
«Поехали на
технологий.
ьно или в
образовательный
водороде» и
Выдвижение идей по
парах.
ресурс издательства
«На всех
использованию знаний Обсуждение «Просвещение»
парусах»
для разработки и
результатов (https://media.prosv.
совершенствования
выполнения ru/func/) Естественнотехнологий.
заданий.
научная грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаци й / под ред.
Г. С. Ковалевой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.
Портал РЭШ (https://
fg.resh.edu.ru)
9
Мир
1
Выполнение
Объяснение
Работа
Естественно-научная
живого
задания «Что
происходящих
индивидуал грамотность. Сборник
вы знаете о
процессов на основе
ьно или в
эталонных заданий.
клонах?»
полученных новых
парах.
Выпуск 2: учеб.
знаний. Анализ
Обсуждение пособие для
методов исследования результатов общеобразовательных
и интерпретация
выполнения организаци й / под ред.
результатов
заданий.
Г. С. Кова- лёво й, А.
экспериментов.
Ю. Пентина. — М. ;

СПб. : Просвещение,
2021.
10
Вещества, 1
Выполнение
Получение выводов на Работа в
«Углекислый газ: от
которые
задания «От
основе интерпретации парах или
газировки к
нас
газировки к
данных (табличных,
группах.
«газированному»
окружают
«газированном числовых), построение Презентаци океану»:
у» океану»
рассуждений.
я
образовательный
Проведение простых
результатов ресурс издательства
исследований и анализ выполнения «Просвещение»
их результатов
заданий.
(https://media.prosv.
ru/func/) Естественнонаучная грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаци й / под ред.
Г. С. Ковалёво й, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021
11
Наше
1
Выполнение
Объяснение
Работа
Сетевой комплекс
здоровье
задания
происходящих
индивидуал информационного
«Экстремальны процессов. Анализ
ьно или в
взаимодействия
е профессии»
методов исследования парах.
субъектов Российской
и интерпретация
Обсуждение Федерации в проекте
результатов
результатов «Мониторинг
экспериментов
выполнения формирования
заданий.
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao. ru)
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
12
Креативн 1
Анализ
Совместное чтение
Работа в
Портал ИСРО РАО
ость в
моделей и
текста заданий.
парах и
(http://skiv.instrao. ru)
учебных
ситуаций.
Маркировка текста с
малых
Комплексные задания
ситуациях
Модели
целью выделения
группах над 8 кл., Название книги,
и
заданий:
главного. Совместная
различными 8 кл., Рекламный
ситуациях
тематика и
деятельность по
комплексны слоган,
социальн
названия,
анализу предложенных ми
8 кл., Фанфик,
ого
слоганы, имена ситуаций. Выдвижение заданиями.
8 кл., Лесные пожары
взаимоде
героев схемы, идей и обсуждение
Презентаци 8 кл., Быть чуткими
йствия
опорные
различных способов
я
7 кл., Одни дома
конспекты,
проявления
результатов
социальные
креативности в
обсуждения
инициативы и
ситуациях: создания
и
взаимодействи сюжетов и сценариев,
подведение
я
создания эмблем,
итогов
изобретательст плакатов, постеров и
во и
других аналогичных
рационализато рисунков, решения
рство.
экологических
проблем (ресурсо- и
энергосбережения,
утилизации и
переработки и др.),
выдвижения гипотез
13
Выдвиже 1
Выдвижение
Совместное чтение
Работа в
Портал ИСРО РАО

ние
разнообра
зных
идей.

14

Выдвиже 1
ние
креативн
ых идей и
их
доработка

разнообразных
идей.
Проявляем
гибкость и
беглость
мышления при
решении
школьных
проблем.
Использование
имеющихся
знаний для
креативного
решения
учебных
проблем.

текста заданий.
Маркировка текста с
целью выделения
основных требований.
Совместная
деятельность по
анализу предложенных
ситуаций и сюжетов.
Моделирование
ситуаций, требующих
применения
дивергентного
мышления. Примеры:
Описание областей
применимости,
Выявление разных
точек зрения
Преобразование
утверждений,
например, «Скажи подругому», Поиск
альтернатив, Поиск
связей и отношений
Подведение итогов: –
для ответа на какие
вопросы на уроке
обычно требуется
выдвижение
разнообразных идей?
(Кому нужно/важно
это знание? Где это
применяется? Как это
связано с …? И т.. п.)
Оригинальност Совместное чтение
ьи
текста заданий.
проработаннос Маркировка текста с
ть. Обсуждение целью выделения
проблемы:
основных требований.
Когда на уроке Совместная
мне помогла
деятельность по
креативность?
анализу предложенных
ситуаций. Моделируем
ситуацию: как можно
проявить креативность
при выполнении
задания?
Моделирование
ситуаций, требующих
применения
креативного
мышления при
изучении нового
материала. Примеры:
Описание свойств
изучаемого объекта с
опорой на
воображение,

парах и
малых
группах.
Презентаци
я
результатов
обсуждения
и
подведение
итогов

(http://skiv.instrao. ru)
Комплексные задания
(задания на
выдвижение
разнообразных идей,
оценку и отбор идей)
8 кл., Говорящие
имена,
8 кл., Система,
8 кл., Литературные
места России,
8 кл., Вращение Земли,
8 кл., Зоопарк,
Креативное мышление,
выпуск 2,
Просвещение,
8 кл., Теплопередача
«Транспорт будущего»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Работа в
малых
группах по
поиску
аналогий,
связей,
ассоциаций
Работа в
парах и
малых
группах по
анализу и
моделирова
нию
ситуаций,
по
подведению
итогов.
Презентаци
я
результатов
обсуждения

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания
(задания на
выдвижение
креативных идей,
доработку идей) 8 кл.,
Говорящие имена 8
кл., Система, 8 кл.,
Литературные места
России, 8 кл.,
Вращение Земли, 8 кл.,
Зоопарк, Креативное
мышление, выпуск 2,
Просвещение, 8 кл.,
Теплопередача
«Реклама чтения»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

15

От
1
выдвижен
ия до
доработк
и идей

Использование
навыков
креативного
мышления для
создания
продукта.

16

Диагност

Креативное

1

Преобразование
утверждений,
Проверка утверждений
«на прочность»,
определение границ
применимости,
Выявление главного,
Представление
результатов, Поиск
связей и отношений
Подведение итогов: –
для ответа на какие
вопросы на уроке
обычно требуется
выдвигать креативные
идеи? (Какой ответ
напрашивается? А как
еще можно
рассуждать? Какой
другой ответ можно
дать?) - для ответа на
какие вопросы на
уроке обычно
требуется доработка
идей? (Удобно ли это
решение? Можно ли
сделать лучше/
быстрее / экономнее
…?)
Выполнение проекта
на основе
комплексного задания
(по выбору учителя):
6конкурс идей
«Знакомимся с эпохой
писателя»,
6социальное
проектирование. «Как
я вижу свое
будущее?»,
подготовка и
проведение социально
значимого
мероприятия
(например, охраны
лесов от пожаров),
подготовка и
проведение классного
часа для младших
подростков
«Физика/биология … в
твоей жизни»,
планирование и
организация системы
мероприятий по
помощи в учебе
Выполнение итоговой

Работа в
малых
группах
Презентаци
я
результатов
обсуждения

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
По выбору учителя 6 8
кл., Литературные
места России
7 кл., Нужный
предмет,
8 кл., Лесные пожары,
8 кл., Зоопарк.
Креативное мышление,
выпуск 2,
Просвещение,
8 кл., Вращение Земли,
7 кл., Поможем друг
другу

Индивидуал

Портал РЭШ (https://

ика и
рефлекси
я.
Самооцен
ка

мышление.
Диагностическ
ая работа для 8
класса.

работы. Обсуждение
результатов. Взаимо- и
самооценка
результатов
выполнения

ьная работа.
Работа в
парах.

fg.resh.edu.ru) Портал
ИСРО РАО
(http://skiv.instrao. ru)
Диагностическая
работа для 8 класса.
Креативное мышление.
Вариант 1. Пока не
пришла мама
Вариант 2. Космос в
повседневной жизни

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
17
Подведен 1
Самооценка
Оценивать результаты Беседа
Приложение
ие итогов
уверенности
своей деятельности.
первой
при решении
Аргументировать и
части
жизненных
обосновывать свою
программ
проблем.
позицию. Задавать
ы.
Обсуждение
вопросы, необходимые
Самооцен
результатов
для организации
ка
самооценки с
собственной
результат
целью
деятельности.
ов
достижения
Предлагать варианты
деятельно
большей
решений поставленной
сти на
уверенности
проблемы.
занятиях
при решении
задач по
функционально
й грамотности.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
18
В
1
Геометрически Извлекать
Беседа,
«Формат книги»
професси
е фигуры,
информацию (из
групповая
(http://skiv.instrao. ru/)
ях
взаимное
текста, таблицы,
работа,
«Площади интересных
расположение
диаграммы).
индивидуал фигур»:
фигур,
Распознавать
ьная работа, образовательный реЧисловые
математические
практическа сурс издательства
закономерност объекты. Описывать
я работа
«Просвещение»
и, Дроби
ход и результаты
(моде(https://media.prosv.
действий. Предлагать
лирование)
ru/func/)
и обсуждать способы
19
В
1
Перебор
Групповая
«Доставка обеда»,
решения.
обществе
возможных
работа,
«Столики в кафе»
Прикидывать,
нной
вариантов.
индивидуал (http://skiv.instrao. ru/)
оценивать, вычислять
жизни
Множества.
ьная работа, «Абитуриент»:
результат.
Числовые
мозговой
образовательный
Устанавливать и
выражения и
штурм
ресурс издательства
использовать
неравенства.
«Просвещение»
Геометрически зависимости между
(https://media.prosv.
величинами, данными.
е фигуры,
ru/func/)
Читать, записывать,
измерение
сравнивать
длин и
математические
расстояний
20
В
1
Статистически объекты (числа,
Беседа,
«Пассажиропоток
величины, фигуры).
обществе
е
групповая
аэропортов» (http://
нной
характеристики Применять правила,
работа,
skiv.instrao.ru/)
свойства
(вычислений,
жизни
Представление
индивидуал «Аренда автомобиля»:
нахождения
данных
ьная работа, образовательный
результата).
(таблица).
исследовани ресурс издательства
Применять приемы
Вычисления с
е
«Просвещение»
рациональным проверки результата.
источников (https://media.prosv.

и числами

Интерпретировать
информации
ответ, данные.
презентация
Выдвигать и
(инфографи
обосновывать
ка)
21
В
1
Геометрически гипотезу.
Беседа,
Формулировать
професси
е фигуры и их
групповая
обобщения и выводы.
ях
свойства
работа,
Распознавать
истинные
(треугольник,
индивидуал
прямоугольник и ложные
ьная работа,
высказывания об
), Измерение
практическа
геометрически объектах. Строить
я работа
высказывания.
х величин,
(моделирова
Тригонометрич Приводить примеры и ние),
контрпримеры.
еские
презентация
соотношения в Выявлять сходства и
(техническо
прямоугольном различия объектов.
е задание,
Измерять объекты.
треугольнике
смета)
Конструировать
математические
отношения.
Моделировать
ситуацию
математически.
Наблюдать и
проводить аналогии.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)
22
Финансов 1
Финансовый
Выявлять и
Решение
ые риски
риск
анализировать
ситуативны
и
Инвестиции
финансовую
хи
взвешенн
Инфляция и ее информацию.
проблемных
ые
последствия.
Оценивать
задач
решения
Виды
финансовые проблемы. Беседа/
инвестировани Применять
ролевая
я Ценные
финансовые знания.
игра/ дебаты
бумаги: акции, Обосновывать
облигации. Что финансовое решение.
является
грамотным
финансовым
решением?
23
Делаем
1
Банк как
Выявлять и
Решение
финанфинансовый
анализировать
ситуативных
совые
институт,
финансовую
и
вложеинфляция и ее
информацию.
проблемных
ния: как
последствия:
Оценивать
задач.
приумновиды
финансовые проблемы. Беседа /
жить и не
банковских
Применять
практическа
потерять
вкладов,
финансовые знания.
я
кредит,
Обосновывать
работа /игр
банковские
финансовое решение.
а /
проценты,
дискуссия
источники
банковской
прибыли,
банковский
договор.
Правила

ru/func/)

«Освещение зимнего
сада» (http://skiv.
instrao.ru/) РЭШ:
«Установка зенитных
фонарей» «Молодые
ученые»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Акция или облигация
(http://skiv. instrao.ru/)

«Как приумножить
накопления» (http://
skiv.instrao.ru) «Как
накопить деньги»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Уменьша
ем
финансов
ые риски:
что и как
можем
страховат
ь

пользования
различными
банковскими
продуктами
Страховая
компании как
финансовый
институт; виды
страхования;
страховой
полис.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые проблемы.
Применять
финансовые знания.
Обосновывать
финансовое решение.

Решение
ситуативных
и
проблемных
задач.
Беседа
/ практическ
ая работа /
ролевая
игра
/ дискуссия
/ дебаты
25
Самое
1
Сбережения и
Выявлять и
Решение
главное о
накопления:
анализировать
ситуативных
сбережен
общее и
финансовую
и
иях и
разница
информацию.
проблемных
накоплен
Правила
Оценивать
задач
иях
рациональных финансовые проблемы. Беседа /
сбережений и
Применять
практическа
накоплений
финансовые знания.
я работа /
Обосновывать
игра
финансовое решение.
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
26«Сосчита 2
Финансовая
Финансовая
Решение
27
ть, после
грамотность:
грамотность: Выявлять ситуативных
не
Финансовый
и анализировать
и
хлопотать
рынок и
финансовую
проблемных
»
посредники.
информацию.
задач
«Сберегат
Финансовый
Оценивать
Беседа /
ельные
риск.
финансовые проблемы. практическа
вклады»
Грамотное
Применять
я работа /
финансовое
финансовые знания.
игра
решение.
Обосновывать
групповая
Математическа финансовое решение.
работа,
я грамотность: Математическая
индивидуал
Зависимость
грамотность:
ьная работа
«цена –
Извлекать
количествоинформацию (из
стоимость».
текста, таблицы,
Действия с
диаграммы).
числами и
Распознавать
величинами.
математические
Вычисление
объекты.
процентов.
Моделировать
Вычисление
ситуацию
процента от
математически.
числа и числа
Устанавливать и
по его
использовать
проценту
зависимости между
величинами, данными.
Предлагать и
обсуждать способы
24

1

«Страховка для
спортсмена»
(http://skiv. instrao.ru/)
«Медицинская
страховка»,
«Страхование
здоровья»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://
media.prosv.ru/func/)
«Инвестиции»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Сокращение
расходов»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
«Где взять деньги?»,
«Как взять кредит и не
разориться?»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Сберегательные
вклады» (https://
instrao.ru/)
«Банковский кредит»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

решения.
Прикидывать,
оценивать, вычислять
результат
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в
обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)
28
Социальн 1
Что такое
Анализировать
Беседа /
Ситуации «Поговорим
ые
стереотипы и
примеры социального
обсуждение вежливо», «Пост
нормы –
как они
взаимодействия,
/ решение
хвастовства»,
основа
проявляются в связанного с
познаватель «Самоуправление в
общения
нашей жизни.
соблюдением или
ных задач и школе», «Рождение
нарушением
разбор
детей и СМИ»
социальных норм, со
ситуаций
(http://skiv.instrao. ru/)
стереотипами.
«Новый ученик»:
Выявлять и оценивать
Глобальные
различные мнения и
компетенции. Сборник
точки зрения о
эталонных заданий.
необходимости
Выпуск 2.
соблюдения семейных
«Новый ученик»:
и общественных
образовательный
традиций.
ресурс издательства
Аргументировать свое
«Просвещение»
мнение о роли
(https://media.prosv.
традиций в
ru/func/)
поддержании
культурного
многообразия.
Оценивать риски и
последствия отказа от
соблюдения традиций.
29Общаемс 2
Межкультурно Определять стратегии Дискуссия / Ситуации «Связь
30
я со
е
поведения в
решение
поколений», «Детская
старшими
взаимодействи конфликтных
познаватель площадка»
ис
е: роль и
социальных
ных задач и (http://skiv.instrao. ru/)
младшим
причины
взаимодействиях.
разбор
«Миграции и
и.
противоречий в Выявлять и оценивать ситуаций
мигранты»:
Общаемс
межкультурно различные мнения и
образовательный
я «по
м
точки зрения о
ресурс издательства
правилам
взаимодействи причинах
«Просвещение»
»и
и. Проблемы
конфликтных
(https://media.prosv.
достигаем
различных
ситуаций.
ru/func/) Ситуация
общих
социальных
«Миграция и
целей
групп в
мигранты» Глобальные
современном
компетенции. Сборник
мире.
эталонных заданий.
Демографическ
Выпуск 2.
ие группы.
Миграция и
мигранты
31
Прошлое 1
Глобальные
Выявлять и оценивать Обсуждение «Африка как зеркало
и бупроблемы:
различные мнения и
информации глобальных проблем»,
дущее:
причины
точки зрения,
,
«Цивилизация и
причины
возникновения, связанные с
предложенн мусор»:
и способы
особенности
проявлением
ой
образовательный
решения
проявления в
глобальных проблем в руководител ресурс издательства
глобальразличных
различных регионах
ем занятия / «Просвещение»
ных прорегионах
Земли. Объяснять
решение
(https://media.prosv.

блем

32

Действуе
м для
будущего
:
сохраняе
м
природны
е ресурсы

1

Земли.

сложные региональные
ситуации и проблемы.
Оценивать действия по
преодолению сложных
ситуаций и их
последствий

Глобальные
проблемы:
концепция
устойчивого
развития и
решение
глобальных
проблем.
Сущность
концепции
устойчивого
развития.
Возможности
решения
глобальных
проблем на
примерах
энергетической
и сырьевой
проблем

Объяснять сложные
ситуации и проблемы,
связанные с
устойчивым
развитием.
Аргументировать свое
мнение о возможности
преодоления
энергетической и
сырьевой глобальных
проблем. Оценивать
действия людей и
сообществ с позиций
достижения
устойчивого развития

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
33
Подведен 1
Оценка
Оценивать результаты
ие итогов
(самооценка)
своей деятельности.
программ
уровня
Аргументировать и
ы.
сформированно обосновывать свою
Самооцен
сти
позицию.
ка
функционально Осуществлять
результат
й грамотности сотрудничество со
ов
по шести
сверстниками.
деятельсоставляющим. Учитывать разные
ности на
Обсуждение
мнения.
занятиях
возможных
действий,
направленных
на повышение
уровня ФГ
отдельных
учащихся и
группы в

познаватель
ных задач и
разбор
ситуаций

ru/func/) Ситуации
«Африка как зеркало
глобальных проблем»,
«Цивилизация и
мусор» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Ситуации
«Леса или
сельскохозяйственные
угодья», «Озелененные
территории»,
«Пластик, о котором
все знают» (http://
skiv.instrao.ru/)
Обсуждение «Глобальные проблемы
информации и ценности
,
устойчивого развития»,
предложенн «Чистая вода»:
ой
образовательный
руководител ресурс издательства
ем занятия / «Просвещение»
решение
(https://media.prosv.
познаватель ru/func/) «Глобальные
ных задач и проблемы и ценности
разбор
устойчивого развития»:
ситуаций
Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Стр. 12–16.
Ситуации
«Шопоголик», «Бензин
или метан», «Цель №
7», «Энергетическая
проблема», «Этичное
производство и
потребление»
(http://skiv.instrao. ru/)
Групповая
работа

Для конкретизации
проявления
сформированности
отдельных уровней ФГ
используются примеры
заданий разного уровня
ФГ (http://skiv.instrao.
ru/)

Итоговое
занятие

34

1

целом.
Демонстрация
итогов
внеурочных
занятий по ФГ
(открытое
мероприятие
для школы и
родителей).

Решение практических
задач, успешное
межличностного
общение в совместной
деятельности, активное
участие в
коллективных учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.
Просмотр слайд шоу с
фотографиями и видео,
сделанными
педагогами и детьми
во время занятий.
Благодарности друг
другу за совместную
работу.

Театрализов
анное
представлен
ие,
фестиваль,
выставка
работ

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема занятия
Введение
Человек и книга
Человек и книга
Познание
Познание
Смысл жизни (я и моя жизнь)
Наука и технологии
Наука и технологии
Мир живого
Вещества, которые нас окружают
Наше здоровье
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального
взаимодействия
Выдвижение разнообразных идей.
Выдвижение креативных идей и их доработка.
От выдвижения до доработки идей
Диагностика и рефлексия. Самооценка
Диагностическая работа
Математика в профессиях
Математика в профессиях
Математика в общественной жизни
Математика в общественной жизни
Финансовые риски и взвешенные решения
Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять
Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать
Самое главное о сбережениях и накоплениях
«Сосчитать, после не хлопотать» «Сберегательные вклады»
«Сосчитать, после не хлопотать» «Сберегательные вклады»
Социальные нормы – основа общения

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34

Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и
достигаем общих целей
Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и
достигаем общих целей
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных
проблем
Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы
Подведение итогов программы. Самооценка результатов
деятельности на занятиях
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».