МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования Тамалинского района МБОУ СОШ с. Ульяновка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО↵учителей начальных классов↵ Зам.директора по ВР Директор школы ________________________ ________________________ Стряпчева А.С.. Цыбяков А.А. Приказ № 49/5 от «30» 08 Приказ № 49/6 от «30» 08 23 г. 23 г. Руководитель ________________________ Корастылева Т.М. Протокол № 1 от «30» 08 23 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности " Секреты русского языка" начального общего образования с. Ульяновка 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко «Русский язык» приложение №3 (Предметная линия учебников системы «Школа России») издательство М.: Просвещение 2021 «Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление. Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны обучающихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков. Программа «Секреты русского языка» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Общие цели учебного курса. Целями изучения курса «Секреты русского языка» в начальной школе являются: ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально – синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Обучающиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам) с новой частью речи – наречием. Особенности организации внеурочных занятий. Программа адресована обучающимся 4 класса. Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности. Планируемые результаты образования. Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление 2. национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и 3. письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. языка Овладение первоначальными представлениями о нормах русского (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка их признаках и особенностях употребления в речи. 9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Содержание учебного курса: 1.Наша речь и наш язык (4 ч) 2.Текст (6 ч) 3.Предложение и словосочетание (2 ч) 4.Слово и его значения (5 ч) 5.Состав слова (3ч) 6.Части речи (5 ч) 7.Фонетика и графика ( 9 ч) 8.Орфоэпия (2ч) 9.Орфография (3ч) Поурочное планирование. № п/п Колво Название разделов и тем уроков Часов Наша речь и наш язык (4 ч) 1 Умеем ли мы общаться? 1 2 Речь вокруг нас. 1 3 Язык зеркало нашей души 1 4 Волшебные слова нашей речи 1 Текст (6 ч) 5 Как красив и благозвучен русский язык. 1 6 В мире мудрых мыслей. 1 7 Какие бывают тексты? Учимся их создавать. 1 8 Какие бывают тексты? Учимся их создавать. 1 9 Проба пера. 1 10 «Я вам пишу…» Какие они – эти письма? 1 Предложение и словосочетание (2 ч) 11 Путешествие в мир синтаксиса. 1 12 Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных? 1 Слово и его значения (5 ч) 13 Сколько значений может быть у слова. 1 14 Слова – синонимы. 1 15 Слова – антонимы 1 16 Слова – омонимы. 1 17 Путешествие в страну фразеологизмов. 1 Состав слова (3 ч) 18 . Слова – родственники 1 19 Следы старославянского языка в русском языке. 1 20 Как образуются слова. 1 Части речи (5 ч) 21 Занимательная морфология. 1 Тематические группы слов (имен существительных, имен прилагательных, глаголов) 22 имена прилагательные в русских народных сказках. 1 23 Глаголы в былинах. 1 24 Имена прилагательные в русских народных сказках. 1 25 Имена числительные вокруг нас. 1 Фонетика и графика( 4 ч) 26 Занимательная фонетика. 1 27 Фонетические загадки. 1 28 Чудесные превращения слов. 1 29 Волшебная сила ударения. 1 Орфоэпия(2ч) 30 Что такое культура речи? 1 31 Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно. 1 Орфография(3ч) 32 Язык родной, дружи со мной. 1 33 Занимательная орфография. 1 34 Секреты орфографии. Путешествие по островам орфографии. 1