МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Тамалинского района
МБОУ СОШ с. Ульяновка
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
ШМО↵учителей
начальных классов↵
Зам.директора по ВР
Директор школы
________________________ ________________________
Стряпчева А.С..
Цыбяков А.А.
Приказ № 49/5 от «30» 08
Приказ № 49/6 от «30» 08
23 г.
23 г.
Руководитель
________________________
Корастылева Т.М.
Протокол № 1 от «30» 08
23 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
" Секреты русского языка"
начального общего образования
с. Ульяновка 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты русского
языка» составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, с учетом авторской программы
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого,
М.В.Бойкиной,
М.Н.Дементьевой,
Н.А.Стефаненко «Русский язык» приложение №3 (Предметная линия учебников
системы «Школа России») издательство М.: Просвещение 2021
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности
младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее
отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в
общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями,
помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения
школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем,
связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической
сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление.
Актуальность
программы внеурочной
деятельности
определяется
запросом со стороны обучающихся школы и опирается на анализ работы учителей
начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной
интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень
зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь,
небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития
познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по
расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся
повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи
младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических
навыков.
Программа «Секреты русского языка» расширяет предметную область
«Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве
русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного
занимательного
материала.
Общие цели учебного курса.
Целями изучения курса «Секреты русского языка» в начальной школе
являются:
ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально –
синтаксическое.
Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам.
Обучающиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен
существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных,
личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и
будущего времени по лицам и числам) с новой частью речи – наречием.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована обучающимся 4 класса. Курс рассчитан на 34 занятия в год
(1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
Планируемые результаты образования.
Личностные результаты
1.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4.
Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.
Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания
им.
9.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
10.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.
Использование
знаково-символических
средств
представления
информации.
4.
Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной форме.
7.Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
10.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
2.
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
3.
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4.
языка
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
6.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений
собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил
постановки знаков препинания при записи собственных предложенных текстов.
Владение умением проверять написанное.
7.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и
структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка их признаках
и особенностях употребления в речи.
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно
ситуации речевого общения.
Содержание учебного курса:
1.Наша речь и наш язык (4 ч)
2.Текст (6 ч)
3.Предложение и словосочетание (2 ч)
4.Слово и его значения (5 ч)
5.Состав слова (3ч)
6.Части речи (5 ч)
7.Фонетика и графика ( 9 ч)
8.Орфоэпия (2ч)
9.Орфография (3ч)
Поурочное планирование.
№
п/п
Колво
Название разделов и тем уроков
Часов
Наша речь и наш язык (4 ч)
1
Умеем ли мы общаться?
1
2
Речь вокруг нас.
1
3
Язык зеркало нашей души
1
4
Волшебные слова нашей речи
1
Текст (6 ч)
5
Как красив и благозвучен русский язык.
1
6
В мире мудрых мыслей.
1
7
Какие бывают тексты? Учимся их создавать.
1
8
Какие бывают тексты? Учимся их создавать.
1
9
Проба пера.
1
10
«Я вам пишу…» Какие они – эти письма?
1
Предложение и словосочетание (2 ч)
11
Путешествие в мир синтаксиса.
1
12
Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных?
1
Слово и его значения (5 ч)
13
Сколько значений может быть у слова.
1
14
Слова – синонимы.
1
15
Слова – антонимы
1
16
Слова – омонимы.
1
17
Путешествие в страну фразеологизмов.
1
Состав слова (3 ч)
18
. Слова – родственники
1
19
Следы старославянского языка в русском языке.
1
20
Как образуются слова.
1
Части речи (5 ч)
21
Занимательная морфология.
1
Тематические группы слов (имен существительных, имен прилагательных,
глаголов)
22
имена прилагательные в русских народных сказках.
1
23
Глаголы в былинах.
1
24
Имена прилагательные в русских народных сказках.
1
25
Имена числительные вокруг нас.
1
Фонетика и графика( 4 ч)
26
Занимательная фонетика.
1
27
Фонетические загадки.
1
28
Чудесные превращения слов.
1
29
Волшебная сила ударения.
1
Орфоэпия(2ч)
30
Что такое культура речи?
1
31
Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое – как: неточно,
приблизительно, неверно.
1
Орфография(3ч)
32
Язык родной, дружи со мной.
1
33
Занимательная орфография.
1
34
Секреты орфографии. Путешествие по островам орфографии.
1