РП ВД Секреты русского языка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Тамалинского района
МБОУ СОШ с. Ульяновка

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
ШМО↵учителей
начальных классов↵

Зам.директора по ВР

Директор школы

________________________ ________________________
Стряпчева А.С..
Цыбяков А.А.
Приказ № 49/5 от «30» 08
Приказ № 49/6 от «30» 08
23 г.
23 г.

Руководитель
________________________
Корастылева Т.М.
Протокол № 1 от «30» 08
23 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
" Секреты русского языка"
начального общего образования

с. Ульяновка 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты русского
языка» составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, с учетом авторской программы
В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого,
М.В.Бойкиной,
М.Н.Дементьевой,
Н.А.Стефаненко «Русский язык» приложение №3 (Предметная линия учебников
системы «Школа России») издательство М.: Просвещение 2021
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности
младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее
отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в
общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями,
помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения
школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем,
связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической
сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление.
Актуальность
программы внеурочной
деятельности
определяется
запросом со стороны обучающихся школы и опирается на анализ работы учителей
начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной
интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень
зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь,
небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития
познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по
расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся
повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи
младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических
навыков.
Программа «Секреты русского языка» расширяет предметную область
«Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве
русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного
занимательного
материала.
Общие цели учебного курса.
Целями изучения курса «Секреты русского языка» в начальной школе
являются:

ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально –
синтаксическое.
Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам.
Обучающиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен
существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных,
личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и
будущего времени по лицам и числам) с новой частью речи – наречием.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована обучающимся 4 класса. Курс рассчитан на 34 занятия в год
(1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.

Планируемые результаты образования.
Личностные результаты
1.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование

ценностей

многонационального

российского

общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов.
4.

Овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире.
5.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие

мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.

Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки,

в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания
им.
9.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
10.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.

Использование

знаково-символических

средств

представления

информации.
4.

Активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной форме.
7.Овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
10.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта

интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление

2.

национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и

3.

письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4.
языка

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского
(орфоэпических,

лексических,

грамматических,

орфографических,

пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и

условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
6.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений

собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил
постановки знаков препинания при записи собственных предложенных текстов.
Владение умением проверять написанное.

7.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и

формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8.

Освоение первоначальных научных представлений о системе и

структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка их признаках
и особенностях употребления в речи.
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно
ситуации речевого общения.
Содержание учебного курса:
1.Наша речь и наш язык (4 ч)
2.Текст (6 ч)
3.Предложение и словосочетание (2 ч)
4.Слово и его значения (5 ч)
5.Состав слова (3ч)
6.Части речи (5 ч)
7.Фонетика и графика ( 9 ч)
8.Орфоэпия (2ч)
9.Орфография (3ч)
Поурочное планирование.

№
п/п

Колво
Название разделов и тем уроков

Часов

Наша речь и наш язык (4 ч)
1

Умеем ли мы общаться?

1

2

Речь вокруг нас.

1

3

Язык зеркало нашей души

1

4

Волшебные слова нашей речи

1

Текст (6 ч)
5

Как красив и благозвучен русский язык.

1

6

В мире мудрых мыслей.

1

7

Какие бывают тексты? Учимся их создавать.

1

8

Какие бывают тексты? Учимся их создавать.

1

9

Проба пера.

1

10

«Я вам пишу…» Какие они – эти письма?

1

Предложение и словосочетание (2 ч)
11

Путешествие в мир синтаксиса.

1

12

Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных?

1

Слово и его значения (5 ч)
13

Сколько значений может быть у слова.

1

14

Слова – синонимы.

1

15

Слова – антонимы

1

16

Слова – омонимы.

1

17

Путешествие в страну фразеологизмов.

1

Состав слова (3 ч)

18

. Слова – родственники

1

19

Следы старославянского языка в русском языке.

1

20

Как образуются слова.

1
Части речи (5 ч)

21

Занимательная морфология.

1

Тематические группы слов (имен существительных, имен прилагательных,
глаголов)
22

имена прилагательные в русских народных сказках.

1

23

Глаголы в былинах.

1

24

Имена прилагательные в русских народных сказках.

1

25

Имена числительные вокруг нас.

1

Фонетика и графика( 4 ч)
26

Занимательная фонетика.

1

27

Фонетические загадки.

1

28

Чудесные превращения слов.

1

29

Волшебная сила ударения.

1

Орфоэпия(2ч)
30

Что такое культура речи?

1

31

Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое – как: неточно,
приблизительно, неверно.

1

Орфография(3ч)
32

Язык родной, дружи со мной.

1

33

Занимательная орфография.

1

34

Секреты орфографии. Путешествие по островам орфографии.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».