МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования Тамалинского района МБОУ СОШ с. Ульяновка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО классных руководителей Руководитель Зам.директора по ВР Директор школы Стряпчева А.С.. Приказ № 51/3 от «30» 08 24 г. Цыбяков А.А. Приказ № 51/3 от «30» 08 24 г. Стряпчева А.С. Протокол № 1 от «30» 08.24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу школьного "Волонтеры " с. Ульяновка 2024 Раздел I. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – волонтер» социально-гуманитарной направленности, базового уровня освоения. Программа ориентирована на социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, обеспечение их духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно– правовыми документами: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20». Указ президента РФ «Об объявлении в РФ Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года, № 240; Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3); Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Устав МБОУ СОШ с. Ульяновка Тамалинского района Пензенской области. Актуальность программы Современному обществу необходимы инициативные, мобильные, люди, способные к сотрудничеству и самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальноэкономическое процветание. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, важно «привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении». В соответствии с социальным заказом современное учреждение дополнительного образования обеспечивает формирование личности в контексте решения общенациональных задач (формирование социальноактивной личности, ее социализация реализация национального идеала, формирование базовых национальных ценностей и др.) Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Для подрастающего поколения волонтерство – это активное осуществление общественно значимой деятельности, которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других. В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального взросления, социальной ответственности, активной жизненной позиции. Новизна программы состоит в том, что она реализует идеи личностно ориентированного подхода в обучении, органично учитывая преимущества именно сферы дополнительного образования. Так же в программу введён обширный блок добровольческой практической деятельности, направленный на интеграцию учащегося в социально-значимую деятельность и его личностную самореализацию. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе социально значимой деятельности у учащихся развиваются навыки самооценки через результаты собственной деятельности и наблюдение собственных внутренних состояний, формируется профессиональная адаптация; происходит понимание себя через восприятие себя другими людьми, формирование ценностного отношения к человеку; апробируется механизм социальной практики, в ходе которой формируются профессиональные и личностные навыки учащихся. В основе программы лежат следующие принципы: - ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; - формирование у учащихся целостного и эмоционально-образного восприятия мира; - обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; - опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; Методологической основой программы является деятельностный подход, реализуемый в образовательном процессе посредством использования элементов педагогических технологий: • личностно-ориентированные педагогические технологии (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология): изучение и учёт психологических особенностей, возможностей и интересов учащихся, создание «ситуаций успеха»; • игровые технологии: ролевые игры с распределением должностных обязанностей участников для формирования навыков сотрудничества, развития инициативности; деловые игры для формирования навыков развития в различных социальных ситуациях, моделирование деятельности в конкретной социальной обстановке; • технологии группового обучения: разделение учащихся на группы для решения конкретных, одинаковых или дифференцированных задач, позволяющее создавать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных, организаторских и творческих способностей, посредством взаимодействия в процессе выполнения групповых заданий и самостоятельной работы, организация и проведение коллективно-творческих дел; • информационно - коммуникационная технология способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности. Задачи программы: - формирование активной жизненной позиции и стремления заниматься волонтерской (добровольческой) работой; - формирование потребности в самопознании, саморазвитии; - формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; - развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде; - знакомство с технологией социальной акции и технологий проведения социальных дел; - обучение основам работы с различными видами информации; - формирование первичных организаторских умений и навыков. Адресат программы Программа адресована учащимся в возрасте от 13 до 17 лет. Наполняемость группы – 15-20 человек. Указанный возраст отличается выходом учащегося на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Параллельно с развитием памяти и внимания подростка в средний период взросления 13 -17 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет учащемуся оперировать индивидуальными умозаключениями. В это время у учащегося происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Одной из важнейших потребностей подростков становится потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами и положительно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Объем программы и режим занятий Программа рассчитана на 2 года обучения, объем освоения – 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Особенности организации образовательного процесса Программа может быть реализована как самостоятельно, так и в качестве образовательного модуля (курса, раздела) любой дополнительной общеобразовательной программы. Основным содержанием деятельности по программе является организация социально значимых дел, акций, операций по следующим направлениям: - работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые люди, дети, оставшиеся без попечения родителей, люди с ограниченными возможностями здоровья); - работа с детьми и молодежью (в школах, детских садах и т.д.); - участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ; - развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков. Основные формы проведения занятий: дискуссия, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, «трудовой десант», Формы организации работы: коллективная, групповая. Форма обучения – очная. Предполагаемые результаты Учащиеся будут знать: - историю развития волонтерского движения; - основные добровольческие организации России; - понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции; - методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД; - правила выхода из конфликтной ситуации; - влияние психоактивных веществ на организм человека и способы отказа от их употребления. Учащиеся будут уметь: - владеть навыками планирования и самоанализа; - находить объекты социальной заботы; - организовывать социальные акции, операции; - устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, - поддерживать разговор на заданную тему; - владеть навыками поведения в конфликтной ситуации. Учащиеся получат возможность овладеть следующими навыками: - позитивного общения; - принятия решения; - решения проблем; - критического мышления; - межличностных контактов; - умения постоять за себя и договориться с другими; - сопротивления негативному групповому давлению сверстников; - совладения с эмоциями; - управления стрессом и состоянием тревоги; - выхода из конфликтной ситуации. Ключевые компетенции программы Информационно-технологические: - умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме; - умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов; - умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу. Учебно-познавательные: - умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения основными приёмами обработки материалов; - умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу; - умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.). Коммуникативные: - умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; - умение обмениваться информацией; - умение дискутировать и защищать свою точку зрения; - умение выступать на публике (аудитория класса, параллели) Социально-личностные: - способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; - иметь собственную определенную позицию по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками; - Оценка эффективности программы - Диагностика и отслеживание результативности программы проводится в течение года. Вид контроля Методы Формы Индивидуальная (устно) Стартовый (выявление Собеседования уровня знаний, умений, навыков) Текущая проверка в Опрос, наблюдение Фронтальная процессе выполнения работ Периодическая Соревнования, игры, Групповая, создание презентаций, индивидуальная. листовок, газет, участие в конкурсах, различного уровня мероприятиях. Итоговая проверка Создание презентаций, Групповая, видеороликов. индивидуальная Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие, беседа, контрольное задание, наблюдение, презентация. Контроль за освоением образовательной программы осуществляется на основании локального акта Учреждения, реализующего программу. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Количество часов № п/п 1 Волонтерское движение в России. 17 2 Участие в благотворительных акциях, практических делах 47 3 Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ 8 Итого: 72 Содержание программы Содержание программы творческого объединения «Волонтёры»-72 часа Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Раздел 1. Волонтерское движение . Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. организация экологических акций по очистке территорий, расчистке дорожек от снега; оказание помощи нуждающимся по уходу за домашними цветами, проведение генеральной уборки. Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Беседа с учащимися о влияние алкоголя на организм, какие существуют виды зависимостей (химическая - алкоголизм, наркомания, табакокурение; нехимическая эмоциональная, и др.). Алкоголь и закон (употребление алкоголя как незаконное действие). Ответственность за употребление алкоголя, физиологическая и моральная зависимость. Беседа с волонтёрами о влиянии курения на организм человека. Проведение акции «Скажи, нет сигарете!» (создание листовок и плакатов) Возможные способы отказа от курения, негативное влияние курения на организм человека. Разработка и проведение тренинг – игры по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Влияние наркотиков на судьбу человека. Проведение выставки рисунков и плакатов «Нет наркотикам!». № 1 2 3 Форма Учебнопознавательная работа Учебнопознавательная работа Акция Учебно-тематическое планирование 1 года обучения Темы занятий Колво часо в 1 Введение в образовательную программу «Волонтёры». Инструктаж по ТБ История волонтерской 1 (добровольческой)благотворитель ной деятельности в России . 1 Всероссийская акция «Сделаем 2024» 4 Коллективная форма 1 5 Акция 1 6 Трудовой десант 1 Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой!» 7- Коллективная 8 форма 2 8- Коллективная 10 форма 2 11 Учебнопознавательная работа 12 Коллективная работа 1 13 Коллективнотворческая деятельность 1 Подготовка ко Дню учителя, изготовление открыток для педагогов Проведение мероприятия посвященного Дню народного единства, беседа «История возникновения праздника». Социальные аспекты и виды волонтерской (добровольческой) деятельности в молодежной среде Подготовка к изготовлению поздравительных открыток и подарков ко дню Матери. Изготовление поздравительных открыток и подарков ко дню Матери и поздравление мам на школьном мероприятии 1 Подготовка к изготовлению открыток к Дню пожилого человека Поздравление пожилых людей с праздником «Днём пожилого человека» Форма контроля Беседа Беседа Трудовая деятельность, фотоотчёт практика Фотоотчёт Трудовая деятельность, фотоотчёт практика Беседа Беседа практика фотоотчёт 14 Благотворительн ая Акция 1 Акция посвящённая Дня инвалида 3 декабря « Я и ты – мы все равны». Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. «Кто такой волонтёр, кодекс волонтёра» Фотоотчёт 15 Учебнопознавательная деятельность 16 Учебнопознавательная работа 17 Собеседование, круглый стол 18 Коллективнотворческая деятельность 19 Акция 1 Анкетирование на тему «Наши права и обязанности, знаем ли мы их» 5 декабря – Всемирный день волонтёров Подготовка к проведению новогодних праздников Анкетирование 1 Акция «Кормушка». Коллективнотворческая деятельность Учебнопознавательная работа 23 Трудовой десант 2 Принципы волонтерской деятельности, личностные качества волонтеров Влияние алкоголя на организм. Виды зависимостей Благотворительн ая акция Беседа 24 Трудовой десант 1 25 Благотворительн ая акция 1 26 Учебнопознавательная работа 1 27 Коллективнотворческая деятельность 1 28 Коллективнотворческая деятельность 1 20 21 22 1 1 1 1 1 Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него Акция «Снежный десант» по очистке снега у домов пожилых людей Поздравление ветеранов и тружеников тыла ВОВ с Днем защитника отечества День спонтанного проявления доброты “Добру пусть откроется сердце ” 17 февраля Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, ветеранов ВОВ, тружениц тыла поздравление их с Международным женским днём Подготовка и проведение мероприятия посвящённого Дню Земли. Акция «Мы за чистую планету» Опрос, зачётная беседа Беседа Практическая работа Беседа Фотоотчёт Благотворительн ая акция фотоотчёт Викторина Коллективная работа, фотоотчёт Акция 29 Учебнопознавательная работа 30 Благотворительн ая акция 1 Ремонт книг школьной библиотеки Практическая работа 1 Участие к акции «Ветеран живёт рядом». Помощь ветеранам села. Поздравление с Днем Победы. Трудовая деятельность, фотоотчёт 31 1 Проведение акции «Благоустройство школьного двора и села». Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование) Беседа, акция Подготовка и проведение мероприятия посвящённого Дню Земли. Акция «Мы за чистую планету» Ремонт книг школьной библиотеки фотоотчёт Акция 32 Учебнопознавательная работа 33 Коллективнотворческая деятельность 1 34 Учебнопознавательная работа 1 № Форма 1 Учебнопознавательная работа 2 Учебнопознавательная работа Акция 3 4 Учебнопознавательная работа 1 Анкетирование, тест Викторина Учебно-тематическое планирование 2 год обучения Темы занятий Форма контроля Колво часов 1 Беседа Введение в образовательную программу «Волонтёры». Инструктаж по ТБ 1 Волонтерские Беседа объединения района и области Всероссийская акция Трудовая 1 «Сделаем 2025» деятельность, фотоотчёт 1 Беседа Организационноправовые аспекты 5 Акция 1 6 Трудовой десант 1 7 Коллективная форма 1 Учебнопознавательная работа 10 Учебнопознавательная работа 12 Благотворительная акция 1 13 Коллективная работа 1 14 Дискуссия, круглый стол 17 Коллективная работа 1 8 18 Трудовой десант деятельности волонтеров. Поздравление пожилых людей с Днем добра и Уважения Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой!» Подготовка ко Дню учителя, изготовление открыток для педагогов «Спешите делать добрые дела!» Фотоотчёт Трудовая деятельность, фотоотчёт практика Викторина 1 Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?» Игровые технологии 1 12 ноября – Синичкин день. Развешивание кормушек для птиц на территории школы Творческая мастерская по изготовлению подарков ко дню Матери. Толерантность – качество волонтёра 5 декабря – Всемирный день волонтёров Фотоотчёт Уход за комнатными цветами, растущими в школе. Предновогодняя мастерская Трудовая деятельность 1 Влияние алкоголя на организм человека Беседа 1 Проведение акции «Мир Фотоотчёт без алкоголя!» Выставка рисунков и плакатов. Влияние курения и Беседа наркотиков на организм человека. Проведение акции Акция «Наркотикам нет!», «Нет 1 1 19- Коллективно20 творческая деятельность 21 Учебнопознавательная работа 22 Акция 2 23 Учебнопознавательная работа 24 Акция 1 1 практика Беседа Квест Практическая работа Коллективная форма Благотворительная акция 1 27 Ролевые игры 1 28 Коллективнотворческая работа 1 29 Благотворительная акция 1 30 31 Акция Трудовой десант 1 1 25 26 32- Акция 33 2 Благотворительная акция фотоотчёт Игровая технология Практическая работа Трудовая деятельность, фотоотчёт Фотоотчёт Трудовая деятельность Трудовая деятельность Учебно1 Итоговое занятие. Какой Анкетирование, познавательная я волонтер? тест работа (анкетирование) Аттестация обучающихся: Входной (стартовый) контроль оценки знаний и умений обучающихся проводится в сентябре. Текущий контроль по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в течение всего периода обучения. Промежуточная аттестация проводится в декабрь -январь по итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле-мае по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы предполагает наличие: Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов; Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров; Планов проведения обучающих семинаров; 34 1 курению!» Создание листовок. Акция «Покормите птиц зимой» Поздравление ветеранов и тружеников тыла ВОВ с Днем защитника отечества Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с младшими школьниками. Оформление листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты и вручение их жителям села Ульяновка Участие к акции «Ветеран живёт рядом». Помощь ветеранам села. «Парад у дома ветерана» «Вахта памяти». Уборка памятника Акция «Мой двор, моя улица» Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов; Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.); Сценарии различных игр и игровых программ; Сценарий и план проведения акций; Наглядные пособия: Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни; Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений; Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и привлеченных ресурсов); Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов Литература для преподавателей и обучающихся 1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000. 2. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во времени". // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000 3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997. 4. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993. 5. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996. 6. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. N 8.2000 г. 7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000. 8. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. 9. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000. 10. Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России ВШ№5 2011г. 11. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию. 12. Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского благотворения» М.1999г. 13. Гуров Н.В. Шикаренко Н.Ф. «Губернский город Ставрополь-развитие благотворительности». 14. Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я берегу…» :Методические рекомендации. М., 2003.