ДООП Юный робототехник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ульяновка
Тамалинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 7
от 27.05.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ СОШ с. Ульяновка
______________ Цыбяков А.А.
27.05. 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ РОБОТОТЕХНИК»
технической направленности

Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации программы: 2 года

Составитель:
Стряпчева Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования

с. Ульяновка
2024 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный робототехник» имеет техническую направленность, ориентирована
на формирование интереса к техническим видам творчества, развитие
конструктивного модульного
логического
мышления,
интеллекта,
наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать,
проявлять творческий подход в решении поставленной задачи.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный робототехник»
разработана в соответствии с современными
нормативно-правовыми документами в сфере образования:
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ» (с изменениями и добавлениями);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20» "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден
протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование»
от 07.12.2018 г.№3);
Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмом Министерства просвещения от 25.04.2023 г. № ДГ-808/05
«Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» о
профессиональной ориентации обучающихся 6 – 11 классов образовательных
организаций, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего образования»;

Устава и локальных актов МБОУ СОШ с. Ульяновка Тамалинского
района Пензенской области.
Актуальность:
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе
робототехника приобретает все большую значимость и актуальность,
становится одним из наиболее востребованных и перспективных
направлений, как в научно-производственной сфере, так и в сфере
образования. Современное образование принимает активное участие в
реализации концепции формирования инженерно-технических кадров.
Актуальность программы обусловлена стремительным развитием
нанотехнологий, электроники, механики и программирования, что создает
благоприятные условия для быстрого внедрения компьютерных технологий и
робототехники в повседневную жизнь.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со
стороны учащихся и их родителей (законных представителей) на программу,
так как в ходе реализации программы используются знания учащихся из
множества учебных дисциплин. На занятиях предполагается использование
образовательных конструкторов LEGO WeDo, позволяющих заниматься с
учащимися конструированием, программированием, моделированием
физических процессов и явлений. Знакомство учащихся с робототехникой
способствует развитию их аналитических способностей и личных качеств,
формирует умение сотрудничать, работать в коллективе.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность Программы состоит в том, что она
является мощным образовательным инструментом, позволяющим дать
обучающимся навыки по проектированию, созданию и программированию
роботов.
Данная Программа разработана на основе программы «Мой первый
управляемый робот» (разработчики Сухоцкая Татьяна Георгиевна, Сухоцкий
Владимир Андреевич, педагоги дополнительного образования ГБПОУ
«Воробьевы горы», г. Москва, 2018г.).
Программа помогает раскрыть творческий потенциал учащихся,
формирует необходимую теоретическую и практическую основу их
дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии,
в определении жизненного пути.
Программой предусмотрена профессиональная проба «Я и моя
профессия».
При составлении профпробы профессиональной деятельности
учитываются возрастные особенности учащихся.
Профессиональная
проба
является
средством
актуализации
профессионального самоопределения учащихся. Такой подход ориентирован
на расширение границ понимания профессиональных функций и
приобретение учащимися специфического опыта профессиональной
деятельности.

Профессиональная проба не предполагает специальную подготовку для
участия в ней, она доступна для любого обучающегося.
Новизна:
Новизна программы заключается в том, что знакомство учащихся с
основами робототехники происходит в занимательной форме. Кроме того,
Программа полностью построена с упором на практику, т. е. сборку моделей
на каждом занятии.
Простота
построения
модели
в
сочетании
с
большими
конструктивными возможностями LEGO позволяет учащимся изучить
принципы работы простых механизмов, научиться работать руками,
развивает
элементарное
конструкторское
мышление,
фантазию,
необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
занятия робототехникой дают необычайно сильный толчок к развитию
учащихся,
формированию
интеллекта,
наблюдательности,
умения
анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять творческий подход в
решении поставленной задачи.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный робототехник» является начальной частью курса робототехники.
Программа дает начальные представления о технических устройствах,
современных разработках в робототехнике, о конструкциях управляемых
роботов. В ходе ее освоения учащиеся приобретают важные навыки
творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми
понятиями информатики, прикладной математики, физики, знакомятся с
процессами исследования, планирования и решения возникающих задач;
получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки
гипотез, анализа неожиданных результатов.
Цель: формирование интереса к техническим видам творчества,
развитие конструктивного модульного логического мышления учащихся
средствами робототехники.
Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с историей развития робототехники, с основами
конструирования и программирования, с базовыми знаниями в области
механики и электротехники, сформировать представление об основах
робототехники;
- сформировать умения и навыки конструирования;
- обучить программированию в компьютерной среде моделирования
LEGO WeDo;
- сформировать практические навыки самостоятельного решения
технических задач в процессе конструирования моделей, поиска
информации, работы с технической литературой и интернет ресурсами.
Развивающие:

- развить интерес к технике, конструированию, программированию;
- развить навыки инженерного мышления, умение самостоятельно
конструировать робототехнические устройства,
самостоятельного и
творческого подхода к решению задач с помощью робототехники;
- развить логическое и творческое мышление учащихся, творческие
способности, их потребность в самореализации, интеллектуальные и
практические умения, самостоятельно приобретать и применять на практике
полученные знания.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию устойчивого интереса к изучению
робототехники, техническому творчеству, воспитанию личностных качеств:
целеустремленности,
настойчивости,
самостоятельности,
чувства
коллективизма и взаимной поддержки;
- формировать потребность в творческой деятельности, стремление к
самовыражению через техническое творчество;
- содействовать воспитанию интереса к техническим профессиям.
Адресат программы:
Обучение по Программе ведется в разновозрастной группе. Возрастной
диапазон учащихся от 9 до 11 лет. Приём учащихся на обучение по
программе «Юный робототехник» осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) или заявления
учащегося (достигшего возраста 14 лет).
Набор осуществляется по принципу добровольности, без отбора и
предъявления требования у них специальных знаний. Главное условие –
желание заниматься по данной программе.
Комплектование групп проводится с учетом индивидуальных
способностей и потребностей из учащихся разной возрастной категории.
Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения
программного материала – от 15 до 20 человек.
Психолого-педагогические особенности учащихся этого возраста
позволяют в полном объеме освоить предлагаемый материал программы,
анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять творческий подход в
решении поставленной задачи.
Возрастной диапазон 9-11 лет (младший школьный возраст) учащиеся
данного
возраста
обладают
повышением
самостоятельности, ростом чувства ответственности за свои поступки,
расширением интересов, появление планов на будущее, обладают
психологической гибкостью, проявляют готовность к переменам и
сотрудничеству,
ориентированы
на
самостоятельную
творческую
деятельность.
Объём и сроки освоения программы:
Объем программы составляет 114 часов. Программа рассчитана на 2
года: 1-й год обучения – 72 часа в год, 2-й год обучения – 72 часа в год.

Занятия проходят 1раз в неделю по 2 академических часа (всего 2 часа
в неделю) для каждого года обучения. Продолжительность академического
часа составляет – 45 минут с перерывом 10 минут.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Основной формой обучения является учебное занятие. Учебные
занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и
практический блок.
Теоретический блок включает информационно-просветительский
материал по разделам и темам программы. Среди методов обучения данного
блока преобладают: устное изложения материала (рассказ, лекция,
объяснение и др.); беседа; показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение,
презентация и др.); упражнения (устные, письменные, тестовые).
Практический блок включает практические, самостоятельные
групповые и индивидуальные задания в рамках закрепления теоретического
материала.
В процессе реализации программы на занятиях приоритетно
используются методы: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Ведущим методом является проектирование. Использование этого
метода позволяет учащимся создавать оригинальные по форме и содержанию
модели и конструкции.
Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением
оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и
практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что
способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Планируемые результаты освоения программы:
По итогам первого года обучения учащиеся будут знать:
правила безопасной работы на занятии с образовательной
робототехникой;
- понятия рычаг, шкив, зубчатое колесо, передача, сила трения;
- способы передачи движения;
- способы преобразования энергии;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов; принципы работы и использования датчиков, входящих в
конструктор Lego WeDo;
- определение алгоритма;
- этапы решения задач на компьютере;
- основы конструирования и программирования в компьютерной среде
моделирования Lego WeDo.
Будут уметь:
- собирать конкретные модели, пользуясь инструкцией;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования моделей;
- создавать и испытывать действующие модели;
- программировать действия модели;

- использовать простые переменные для счетных операций и случайные
числа в диапазоне от 1 до 10;
- модифицировать модели путём изменения конструкции или создания
обратной связи при помощи датчиков;
- формулировать проблему и выстраивать схемы решения этой
проблемы.
По итогам второго года обучения обучающиеся будут знать:
- правила безопасной работы на занятии с образовательной
робототехникой;
- роль и место робототехники в жизни современного общества;
- основные понятия робототехники, основные технические термины,
связанные с процессами конструирования и программирования роботов;
- общее устройство и принципы действия роботов;
- порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных
системах;
- методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
- основы популярных языков программирования;
определения
робототехнического
устройства,
наиболее
распространенные ситуации, в которых применяются роботы;
- основные принципы компьютерного управления, назначение и
принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика касания,
различных исполнительных устройств.
Будут уметь:
- собирать простейшие модели с использованием Lego WeDo;
- самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей
манипуляторы и роботов различного назначения;
- владеть основными навыками работы в визуальной среде
программирования, программировать собранные конструкции под задачи
начального уровня сложности;
- разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования
типовые управления роботом;
пользоваться
компьютером,
программными
продуктами,
необходимыми для обучения программе;
- подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства,
собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками,
собирать и отлаживать конструкции базовых роботов;
- правильно выбирать вид передачи механического воздействия для
различных технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а
также их основные узлы и системы.
Календарный учебный график
Год
обучения

Начало
занятий

Дата
окончания

Кол-во
учебных

Кол-во
учебных

Режим
занятий

1 год

сентябрь

занятий
май

2 год

сентябрь

май

недель
36

часов
72

36

72

1 раз в
неделю по
2 часа
1 раз в
неделю по
2 часа

Учебный план
1 год обучения
№
п/п

Наименование
разделов/тем

Количество часов
Всего Теория Практика

1.

Введение в
робототехнику

4

2

2

2.

Первые шаги

35

9

26

3.

Моделирование и
конструирование «Забавные
механизмы»

6

1,5

4,5

4.

Моделирование и
конструирование -

6

1,5

4,5

Форма
аттестации/
контроля
опрос, оценка
практической
деятельности,
собеседование,
оценка теста
беседа, оценка
практической
деятельности,
опрос,
самооценка,
собеседование,
оценка модели,
блиц-опрос,
оценка
программы, тест,
викторина.
собеседование,
оценка
практического
задания, блицопрос,
наблюдение,
оценка
программы,
опрос,
самоанализ
блиц-опрос,
собеседование,

«Звери»

5.

Моделирование и
конструирование «Футбол»

6

1,5

4.5

6.

Моделирование и
конструирование -

6

1,5

4,5

9

1

8

72

18

54

«Приключения»

7.

Создание
индивидуальных
творческих проектов

наблюдение,
опрос,
самоанализ,
оценка
практического
задания
беседа, опрос,
наблюдение,
самооценка,
самоанализ,
оценка
практической
деятельности,
блиц-опрос
собеседование,
наблюдение,
оценка
практического
задания, беседа,
самоанализ
оценка эскиза,
обсуждение,
самоанализ,
выставка,
презентация,
минисоревнование

Итого:
Учебно-тематическое планирование
№
п/п

1.1.

1.2.

Наименование
разделов/тем

Количество часов
Всего Теория Практика

Раздел 1: Введение в робототехнику – 4ч.
Вводное занятие.
2
1
1
Техника
безопасности и
правила поведения
Сборка и
2
1
1
программирование
Раздел 2: Первые шаги – 35 ч.

Форма
аттестации/
контроля
опрос,
оценка
практической
деятельности
собеседование,
оценка теста

2.1.

Мотор и ось.

2

0,5

1,5

2.2.

Передача

2

0,5

1,5

2.3.

Холостая передача

2

0,5

1.5

2.4.

Понижающая
повышающая
передача

2,25

0,5

1,75

2.5.

Датчик наклона

2

0,5

1,5

2.6.

Ременная
Шкив.

2,25

0,5

1,75

2.7.

2

0,5

1,5

2.8.

Перекрёстная
ременная передача.
Повышение
и
понижение скорости
движения шкивов.

2

0,5

1,5

2.9.

Датчик движения

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2,5

1

1,5

2.12. Кулачок.

2

0,5

1,5

2.13. Рычаг

2

0,5

1,5

2.14. Блок «Цикл»

2

0,5

1,5

2.15. Блок «Экран»

2

0,5

1,5

и

передача.

2.10. Коронное зубчатое
колесо.
2.11. Червячная зубчатая
передача

беседа,
наблюдение,
оценка
практического
задания
опрос,
наблюдение,
самоанализ
собеседование,
оценка
сбора
модели
блиц-опрос,
наблюдение,
оценка
программы для
работы модели
беседа,
наблюдение
опрос,
оценка
практического
задания
собеседование,
самоанализ
тест,
оценка
практического
задания
опрос,
наблюдение
беседа,
самооценка
блиц-опрос,
викторина,
наблюдение
опрос,
анализ
практической
деятельности
беседа,
наблюдение,
самоанализ
собеседование
по
вопросам,
наблюдение
блиц-опрос,

оценка
практической
деятельности
2.16. Блок «Начать при
2
0,5
1,5
беседа,
получении письма»
наблюдение
2.17. Маркировка
2
0,5
1,5
наблюдение,
самоанализ
Раздел 3: Моделирование и конструирование «Забавные механизмы» - 6 ч.
3.1. Модель
2
0,5
1,5
беседа, оценка
«Танцующие птицы»
программы
3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

4.3.

5.1.

5.2.

5.3.

6.1.

Модель
вертушка»

«Умная

собеседование
по
вопросам,
наблюдение
Модель «Обезьяна2
0,5
1,5
опрос,
барабанщица»
самооценка
Раздел 4: Моделирование и конструирование «Звери» - 6 ч.
Модель «Голодный
2
0,5
1,5
собеседование,
аллигатор»
оценка
практического
задания
Модель «Рычащий
2
0,5
1,5
блиц-опрос,
лев»
наблюдение,
оценка
программы
Модель «Порхающая
2
0,5
1,5
опрос,
птица»
самоанализ
2

0,5

1,5

Раздел 5: Моделирование и конструирование «Футбол» - 6ч.
Модель
2
0,5
1.5
беседа, оценка
«Нападающий»
практического
задания
Модель «Вратарь»
2
0,5
1,5
опрос,
наблюдение,
самооценка
Модель «Ликующие
2
0,5
1,5
блиц-опрос,
болельщики»
самоанализ
Раздел 6: Моделирование и конструирование «Приключения» - 6 ч.
Модель «Спасение
2
0,5
1,5
беседа,
самолета»
наблюдение,

6.2.

6.3.

7.1.

7.2.
7.3.

оценка
практического
задания
Модель «Спасение
2
0,5
1,5
блиц-опрос,
от великана»
наблюдение,
самоанализ
Модель
2
0,5
1,5
собеседование
«Непотопляемый
по
вопросам,
парусник»
самооценка
Раздел 7: Создание индивидуальных творческих проектов – 9 ч.
Разработка и
5
1
4
оценка эскиза,
создание
обсуждение,
собственной модели
самоанализ
из конструктора
LEGO Education
WeDo
Выставка работ
2
2
выставка,
обучающихся
презентация
Итоговое занятие:
2
2
миниМини-соревнования
соревнование,
оценка сборки и
программирован
ия моделей.
72
18
54
Итого:
Содержание
1 год обучения

Раздел 1. Введение в робототехнику - 4 ч.
1.1. Тема: Вводное занятие. Техника безопасности и правила
поведения
Теория: (1ч.) Применение роботов в современном мире. Что такое
робот? Виды современных роботов. Идея создания роботов. История
робототехники. Соревнования роботов. Правила поведения обучающихся в
компьютерном классе, соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практика: (1ч.) Правила работы с наборами Lego Education WeDo и
его комплектующими.
Контроль: опрос, оценка практической деятельности
1.2.Тема: Сборка и программирование
Теория: (1ч.) Понятия «Робот», «Модель», «Программа». Основные
приемы работы в программном обеспечении (далее – ПО) Lego Education
WeDo. Блоки рабочей палитры.

Практика: (1ч.) Знакомство с конструктором Lego Education WeDo и
его комплектующими деталями. Выполнение теста.
Контроль: собеседование, оценка теста
Раздел 2. Первые шаги - 35 ч.
2.1.Тема: Мотор и ось.
Теория: (0,5ч.) Понятие «Мотор». Функции мотора. Направление
вращения мотора (по часовой стрелке или против часовой) и его мощность.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Мотор и ось». Создание первой программы вращения мотора. Сбор модели.
Контроль: беседа, наблюдение, оценка практического задания
2.2. Тема: Передача
Теория: (0,5ч.) Понятия «Зубчатое колесо», «Передача». Функции
зубчатых колес. Применение.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Передачи». Создание для работы модели.
Контроль: опрос, наблюдение, самоанализ
2.3. Тема: Холостая передача
Теория: (0,5ч.) Понятие «Холостое зубчатое колесо». Функции
промежуточного зубчатого колеса. Особенности вращения зубчатых колес.
Применение.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Холостая передача». Создание программ для работы модели.
Контроль: собеседование, оценка сбора модели
2.4. Тема: Понижающая и повышающая передача
Теория: (0,5ч.) Понятия «Ведущее зубчатое колесо» и «Ведомое
зубчатое колесо». Влияние размера колеса на скорость вращения.
Применение.
Практика: (1,75ч.) Выполнение практического задания. Сбор моделей
«Понижающая передача» и «Повышающая передача». Создание программ
для работы моделей.
Контроль: блиц-опрос, наблюдение, оценка программы для работы
модели
2.5.Тема: Датчик наклона
Теория: (0,5ч.) Принцип работы датчика наклона. Назначение.
Применение.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Создание
программ для работы с датчиком наклона.
Контроль: беседа, наблюдение
2.6.Тема: Ременная передача. Шкив.
Теория: (0,5ч.) Понятие «Ременная передача». Понятия «шкив» и
«ремень». Назначение. Применение.
Практика: (1,75ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Шкивы и ремни». Создание программ для работы модели.
Контроль: опрос, оценка практического задания
2.7.Тема: Перекрёстная ременная передача.

Теория: (0,5ч.) Понятие «Перекрестная ременная передача».
Назначение. Применение.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Перекрестный ремень». Создание программ для работы модели.
Контроль: собеседование, самоанализ
2.8. Тема: Повышение и понижение скорости движения шкивов.
Теория: (0,5ч.) Повышение и понижение скорости движения шкивов.
Применение. Сравнение поведения шкивов при повышении и понижении
скорости.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор моделей
«Понижение скорости» и «Повышение скорости». Создание программ для
работы моделей.
Контроль: тест, оценка практического задания
2.9. Тема: Датчик движения.
Теория: (0,5ч.) Принцип работы датчика движения. Назначение.
Применение.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Создание
программ для работы с датчиком движения.
Контроль: опрос, наблюдение
2.10. Тема: Коронное зубчатое колесо.
Теория: (0,5ч.) Понятие и функции коронного зубчатого колеса.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Коронная шестерня». Создание программ для работы модели.
Контроль: беседа, самооценка
2.11. Тема: Червячная зубчатая передача.
Теория: (1ч.) Использование комбинации 24-зубого колеса и
червячного колеса. Функции червячного колеса. Функции зубчатого колеса.
Влияние количества зубьев шестерни и диаметра шкива на скорость
движения.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Червячная шестерня». Создание программ для работы модели.
Контроль: блиц-опрос, викторина, наблюдение
2.12. Тема: Кулачок.
Теория: (0,5ч.) Принцип использования кулачка. Назначение.
Применение. Колебательное движение колеса и его оси.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Кулачок». Создание программ для работы модели.
Контроль: опрос, анализ практической деятельности
2.13.Тема: Рычаг.
Теория: (0,5ч.) Понятие механизма «Рычаг». Назначение. Применение.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Рычаг». Создание программ для работы модели.
Контроль: беседа, наблюдение, самоанализ
2.14. Тема: Блок «Цикл»

Теория: (0,5ч.) Понятие «Цикл». Отличие работы блока «Цикл со
входом» от блока «Цикл без входа».
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Создание
программы с использованием блока «Цикл».
Контроль: собеседование по вопросам, наблюдение
2.15: Тема: Блок «Экран»
Теория: (0,5ч.) Функции блока «Экран». Применение программы счета.
«Прибавить к экрану». «Вычесть из экрана». Применение программы
прямого и обратного счета.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Составление
программы с использованием блока «Экран». Изменение цифровых значений
в изучаемых блоках.
Контроль: блиц-опрос, оценка практической деятельности
2.16. Тема: Блок «Начать при получении письма»
Теория: (0,5ч.) Функции блока «Начать при получении письма».
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Создание
программы с использованием блока «Начать при получении письма». Запуск
нескольких программ.
Контроль: беседа, наблюдение
2.17. Тема: Маркировка
Теория: (0,5ч.) Понятие «Маркировка». Функции маркировки.
Допустимое количество одновременного подключения моторов и датчиков.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Подключение к
Legoкоммутатору нескольких моторов и датчиков. Создание программ с
использованием блока «Маркировка». Выполнение теста по изученному
материалу.
Контроль: наблюдение, самоанализ
Раздел 3. Моделирование и конструирование
«Забавные механизмы» - 6 ч.
3.1. Тема: Модель «Танцующие птицы»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Танцующие птицы». Изучение
процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Анализ
влияния смены ремня на направление и скорость движения модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Танцующие птицы». Создание программы для работы модели. Рефлексия.
Контроль: беседа, оценка программы
3.2. Тема: Модель «Умная вертушка»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Умная вертушка». Изучение
зубчатой передачи и установление взаимосвязи между параметрами
зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Умная вертушка». Создание программы для работы модели. Рефлексия.
Контроль: собеседование по вопросам, наблюдение
3.3. Тема: Модель «Обезьяна-барабанщица»

Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Обезьяна-барабанщица».
Изучение рычажного механизма и влияние конфигурации кулачкового
механизма на ритм барабанной дроби.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Обезьяна-барабанщица». Создание программы для работы модели.
Рефлексия. Изготовление барабанов из разных материалов.
Контроль: опрос, самооценка
Раздел 4. Моделирование и конструирование
«Звери» - 6 ч.
4.1. Тема: Модель «Голодный аллигатор»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Голодный аллигатор».
Изучение систем шкивов, ремней и механизма замедления, работающих в
модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Голодный аллигатор». Создание программы для работы модели. Рефлексия.
Контроль: собеседование, оценка практического задания
4.2. Тема: Модель «Рычащий лев»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Рычащий лев». Ознакомление с
работой коронного зубчатого колеса в этой модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Рычащий лев». Создание программы для работы модели. Рефлексия.
Контроль: блиц-опрос, наблюдение, оценка программы
4.3. Тема: Модель «Порхающая птица»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Порхающая птица». Изучение
рычажного механизма, работающего в данной модели.
Практика: (1,5ч.) Открытое занятие. Выполнение практического
задания. Сбор модели «Порхающая птица». Создание программы для работы
модели. Рефлексия.
Контроль: опрос, самоанализ
Раздел 5. Моделирование и конструирование
«Футбол» - 6 ч.
5.1. Тема: Модель «Нападающий»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Нападающий». Изучение
системы рычагов, работающих в модели. Предварительная оценка и
измерение дальности удара в сантиметрах.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Нападающий». Создание программы для работы модели. Изготовление
мишени, соревнование моделей.
Контроль: беседа, оценка практического задания
Тема 5.2. Модель «Вратарь»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Вратарь». Изучение процесса
передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение систем
шкивов и ремней, работающих в модели. Сила трения в работе модели.

Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Вратарь». Создание программы для работы модели. Рефлексия.
Соревнование ранее созданных моделей.
Контроль: опрос, наблюдение, самооценка
5.3. Тема: Модель «Ликующие болельщики»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Ликующие болельщики».
Изучение кулачкового механизма, работающего в модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Ликующие болельщики». Создание программы для работы модели.
Рефлексия. Создание макета «Футбольный матч».
Контроль: блиц-опрос, самоанализ
Раздел 6. Моделирование и конструирование
«Приключения» - 6ч.
6.1. Тема: Модель «Спасение самолета»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Спасение самолета». Изучение
процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Спасение самолета». Создание программы для работы модели. Рефлексия.
Контроль: беседа, наблюдение, оценка практического задания
6.2. Тема: Модель «Спасение от великана»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Спасение от великана».
Изучение работы шкивов и зубчатых колёс в данной модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Спасение от великана». Создание программы для работы модели.
Рефлексия.
Контроль: блиц-опрос, наблюдение, самоанализ
6.3.Тема: Модель «Непотопляемый парусник»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Непотопляемый парусник».
Изучение зубчатых колёс и понижающей зубчатой передачи, работающих в
данной модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Непотопляемый парусник». Создание программы для работы модели.
Рефлексия.
Контроль: собеседование по вопросам, самооценка
Раздел 7. Создание индивидуальных творческих проектов – 9 ч.
7.1. Тема: Разработка и создание собственной модели из
конструктора LEGO Education WeDo
Теория: (1ч.) Выбор темы и подготовка плана реализации собственного
творческого проекта Создание эскиза собственной модели. Обсуждение
эскиза. Измерения, расчеты, оценка возможностей модели.
Практика: (4ч.) Выполнение зачетной работы. Конструирование
(сборка) и программирование собственных механизмов и моделей с
помощью набора Lego Education WeDo, составление технологической карты
и технического паспорта модели.

Контроль: оценка эскиза, обсуждение, самоанализ
7.2. Тема: Выставка работ учащихся
Практика: (2ч.) Оформление выставки авторских работ. Презентация
и демонстрация моделей, выполненных обучающимися.
Контроль: выставка, презентация
7.3. Итоговое занятие: Мини-соревнования
Практика: (2ч.) Итоговый контроль. Участие в мини-соревнованиях
по сборке и программированию моделей Lego Education WeDo.
Контроль: мини-соревнование, оценка сборки и программирования
моделей.
Учебный план
2 год обучения
№
п/п

Наименование
разделов/тем

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1.

Введение в
робототехнику

4

2

2

2.

Основы
программирования
и компьютерной
логики.
Программирование
робота.

24

6

18

3.

Сборка
роботизированных
систем

6

2

4

4.

Моделирование и
конструирование.
«Парк
развлечений»

6

2

4

Форма
аттестации/
контроля
тестирование,
собеседование
эссе, опрос
карточкизадания,
наблюдение,
оценка
программы,
собеседование,
оценка
практического
задания,
оценка модели,
самооценка,
самоанализ,
взаимопомощь,
блиц-опрос,
взаимооценка
наблюдение,
оценка
программы,
самоанализ,
опрос,
взаимопомощь,
беседа
опрос,
самоанализ,
блиц-опрос,
оценка модели,

5.

Моделирование и
конструирование
«Стройплощадка»

6

2

4

6.

Моделирование и
конструирование
«Транспорт»

6

2

4

7.

Первые
профессиональные
пробы: «Я и моя
профессия»

15

5

10

8.

Итоговое занятие

2

72

2

20

обсуждение,
наблюдение
наблюдение,
самоанализ,
собеседование,
оценка
практической
деятельности,
обсуждение,
самоанализ
опрос,
наблюдение,
оценка модели,
самоанализ,
блиц-опрос,
обсуждение,
оценка
практической
работы.
наблюдение,
оценка
собственной
модели,
презентация,
выставка,
оценка
практической
деятельности,
обобщение

52

Итого:
Учебно-тематическое планирование
№
п/п

1.1.

1.2.

Наименование
разделов/тем

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма
аттестации/
контроля

Раздел 1: Введение в робототехнику – 4ч.
Вводное занятие.
3
1
2
тестирование,
Техника
собеседование
безопасности и
правила поведения
Значение роботов в
1
1
эссе, опрос
жизни человека.

Краткий обзор
пройденного
материала
Раздел 2: Основы программирования и компьютерной логики.
Программирование робота. – 30 ч.
2.1. Алгоритм.
2
0,5
1,5
карточкиЛинейный алгоритм
задания,
наблюдение,
оценка
программ
2.2. Моторы.
2
0,5
1,5
собеседование,
Подключение
оценка
моторов.
практического
Программирование
задания
движений по
различным
траекториям
2.3. Перемещение
2
0,5
1,5
наблюдение,
объекта роботом
оценка модели
2.4. Датчики
2
0,5
1,5
опрос,
самоанализ,
взаимопомощь
2.5. Датчик касания
2
0,5
1,5
блиц-опрос,
наблюдение,
самоанализ
2.6. Датчик цвета
2
0,5
1,5
анализ качества
выполненных
работ
2.7. Ультразвуковой
2
0,5
1,5
наблюдение,
датчик
самооценка
2.8. Гироскопический
2
0,5
1,5
опрос, оценка
датчик
практического
задания
2.9. Инфракрасный
1,5
1,5
наблюдение,
датчик Теория.
оценка
Инфракрасный
практического
датчик, режим
задания
приближения, режим
маяка.
2.10. Режимы регистрации
2
0,5
1,5
блиц-опрос,
данных
самоанализ
2.11. Алгоритм ветвления

2,5

1

1,5

взаимооценка,
наблюдение

2.12. Циклический
алгоритм

3.1.

3.2.
3.3.

3.4.
3.5.

3.6.

4.1.

4.2.
4.3.

5.1.
5.2.

5.3.

опрос, оценка
практического
задания
Раздел 3: Сборка роботизированных систем – 9 ч.
Использование
1,5
0,5
1
наблюдение,
нескольких видов
оценка
датчиков в модели
программ
робота
Движение по линии
1,5
0,5
1
самоанализ,
наблюдение
Балансирующие
1,5
0,5
1
сообщение,
роботы
оценка
практического
задания
Шагающие роботы
1,5
0,5
1
опрос,
взаимопомощь
Управление роботом
1,5
0,5
1
беседа,
с помощью внешних
наблюдение,
воздействий
оценка
программ
Ориентация на
1,5
0,5
1
опрос,
местности
наблюдение,
оценка
практического
задания
Раздел 4: Моделирование и конструирование.
«Парк развлечений» - 6 ч.
Модель «Линия
2
0,5
1,5
опрос,
финиша»
самоанализ
Модель «Колесо
обозрения»
Модель «Карусель»

2

0,5

1,5

блиц-опрос,
оценка модели
2
1
1
обсуждение,
наблюдение
Раздел 5: Моделирование и конструирование
«Стройплощадка» - 6 ч.
Модель «Разводной
2
0,5
1,5
наблюдение,
мост»
самоанализ
Модель «Вилочный
2
0,5
1,5
собеседование,
погрузчик»
оценка
практической
работы
Модель «Башенный
2
1
1
обсуждение,
кран»
самоанализ
2

0,5

1,5

Раздел 6: Моделирование и конструирование
«Транспорт» - 6 ч.
6.1. Модель
2
0,5
1,5
опрос, оценка
«Автомобиль»
модели,
самоанализ
6.2. Модель «Вертолет»
2
0,5
1,5
блиц-опрос,
наблюдение,
оценка модели
6.3. Модель «Вездеход»
2
1
1
осуждение,
оценка
практической
работы
Раздел 7: Первые профессиональные пробы: «Я и моя профессия» - 15 ч.
7.1. Профессия:
3
1
2
опрос,
наблюдение,
робототехник.
оценка
практической
деятельности
7.2. Возможные
3
1
2
блиц-опрос,
направления и
оценка
специализация в
практической
профессии
деятельности
робототехника.
7.3.

7.4.

8.1.

Разработка и
6
2
4
создание
собственной модели
из конструктора
LEGO Education
WeDo
Проектная
3
1
2
деятельность.
Раздел 8. Итоговое занятие – 2ч.
Мини-соревнования
2
2

Итого:

72

22

наблюдение,
оценка
собственной
модели
защита проекта

оценка
практической
деятельности,
обобщение

50

Содержание
второй год обучения
Раздел 1. Введение в робототехнику – 4 ч.
1.1. Тема: Вводное занятие. Техника безопасности и правила
поведения

Теория: (1ч.) Знакомство с программой второго года обучения.
Правила техники безопасности. Правила обращения с роботами. Правила
работы с роботом-конструктором.
Практика: (2ч.) Закрепление правил работы с роботом-конструктором
и его комплектующими.
Контроль: тестирование, собеседование
1.2. Тема: Значение роботов в жизни человека. Краткий обзор
пройденного материала
Теория: (1ч.) Роботы. Виды роботов. Управление роботами. Методы
общения с роботом. Визуальные языки программирования. Их основное
назначение и возможности. Конструктор Lego Education WeDo и его
комплектующими деталями.
Контроль: эссе, опрос
Раздел 2. Основы программирования и компьютерной логики.
Программирование робота - 24ч.
2.1. Тема: Алгоритм. Линейный алгоритм
Теория: (0,5ч.) Понятие алгоритма и линейного алгоритма. Понятие
программа. Решение прикладных задач с помощью линейного алгоритма.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Создание
программ в среде программирования.
Контроль: карточки-задания, наблюдение, оценка программ
2.2. Тема: Моторы. Подключение моторов. Программирование
движений по различным траекториям
Теория: (0,5ч.) Мотор. Перемещение по прямой. Движение по кривой.
Движение с раздельным управлением моторами.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота. Программирование робота.
Контроль: собеседование, оценка практического задания
Тема 2.3. Перемещение объекта роботом
Теория: (0,5ч.) Перемещение объекта роботом. Остановка у объекта.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота. Программирование робота.
Контроль: наблюдение, оценка модели
2.4. Тема: Датчики
Теория: (0,5ч.) Датчики. Подключение датчиков. Использование
датчиков для сбора и анализа данных.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота. Подключение датчиков.
Контроль: опрос, самоанализ, взаимопомощь
2.5. Тема: Датчик касания
Теория: (0,5ч.) Датчик касания. Устройство датчика. Решение задач на
движение с использованием датчика касания.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота с использованием датчика касания. Программирование робота.

Контроль: блиц-опрос, наблюдение, самоанализ
2.6. Тема: Датчик цвета
Теория: (0,5ч.) Датчик цвета, режимы работы датчика. Устройство
датчика. Решение задач на движение с использованием датчика цвета.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота с использованием датчика цвета. Программирование робота.
Контроль: анализ качества выполненных работ
2.7. Тема: Ультразвуковой датчик
Теория: (0,5ч.) Ультразвуковой датчик. Устройство датчика. Решение
задач на движение с использованием датчика расстояния.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота с использованием ультразвукового датчика. Программирование
робота.
Контроль: наблюдение, самооценка
2.8. Тема: Гироскопический датчик
Теория: (0,5ч.) Гироскопический датчик. Устройство датчика.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота с использованием гироскопического датчика. Программирование
робота.
Контроль: опрос, оценка практического задания
2.9.Тема: Инфракрасный датчик Теория. Инфракрасный датчик,
режим приближения, режим маяка.
Практика: (2ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
робота с использованием инфракрасного датчика. Программирование робота.
Контроль: наблюдение, оценка практического задания
2.10. Тема: Режимы регистрации данных
Теория: (0,5ч.) Работа с данными. Знакомство с возможностями и
инструментами регистрации данных.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Регистрация
данных с датчиков в среде программирования.
Контроль: блиц-опрос, самоанализ
2.11. Тема 2.11. Алгоритм ветвления
Теория: (1ч.) Алгоритм ветвления. Ветвление по датчикам. Методы
принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных
ситуациях.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Решение
прикладных задач с помощью алгоритма ветвления. Написание программ в
среде программирования.
Контроль: взаимооценка, наблюдение
2.12. Тема: Циклический алгоритм
Теория: (0,5ч.) Понятие цикла. Использование циклов при решении
задач на движение.
Практика: (1.5ч.) Выполнение практического задания. Решение
прикладных задач с помощью циклического алгоритма. Написание программ
в среде программирования.

Контроль: опрос, оценка практического задания
Раздел 3. Сборка роботизированных систем - 9ч.
3.1.Тема: Использование нескольких видов датчиков в модели
робота
Теория: (0,5ч.)
Использование нескольких датчиков при
программировании робота.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Конструирование
моделей. Написание программ для моделей.
Контроль: наблюдение, оценка программ
3.2. Тема: Движение по линии
Теория: (0,5ч.) Движение по линии. Движение по замкнутой
траектории. Решение задач на криволинейное движение.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Конструирование
моделей роботов. Написание программ для моделей.
Контроль: самоанализ, наблюдение
3.3. Тема: Балансирующие роботы
Теория: (0,5ч.) Особенности конструирования и программирование
балансирующего робота.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Конструирование
моделей роботов. Написание программ для моделей.
Контроль: сообщение, оценка практического задания
3.4. Тема: Шагающие роботы
Теория: (0,5ч.) Особенности конструирования и программирование
шагающего робота.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Конструирование
моделей роботов. Написание программ для моделей.
Контроль: опрос, взаимопомощь
3.5.Тема: Управление роботом с помощью внешних воздействий
Теория: (0,5ч.) Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.
Измерение освещенности. Распознавание цветов.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Конструирование
моделей роботов. Написание программ для моделей.
Контроль: беседа, наблюдение, оценка программ
3.6. Тема: Ориентация на местности
Теория: (0,5ч.) Измерение расстояний до объектов. Сканирование
местности. Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Конструирование
моделей. Написание программ для моделей.
Контроль: опрос, наблюдение, оценка практического задания
Раздел 4. Моделирование и конструирование.
«Парк развлечений» - 6 ч.
4.1. Тема: Модель «Линия финиша»

Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Линия финиша». Конструкция
финиша с датчиком расстояния и двумя гоночными машинами. Изучение
процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение
зубчатых колёс и понижающей зубчатой передачи, работающих в данной
модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Линия финиша». Создание программы для работы модели так, чтобы
сервомотор и датчик расстояния фиксировал достижение автомобилем линии
финиша. Рефлексия.
Контроль: опрос, самоанализ
Тема 4.2. Модель «Колесо обозрения»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Колесо обозрения».
Конструкция колеса обозрения с одним сервомотором и датчиком
расстояния. Изучение процесса передачи движения и преобразования
энергии в модели. Изучение зубчатых колёс и понижающей зубчатой
передачи, работающих в данной модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Колесо обозрения». Создание программы для работы модели так, чтобы
кабинки колеса на некоторое время останавливались для посадки
пассажиров. Рефлексия.
Контроль: блиц-опрос, оценка модели
4.3. Тема: Модель «Карусель»
Теория: (1ч.) Знакомство с моделью «Карусель». Конструкция
карусели с одним сервомотором и датчиком наклона. Изучение процесса
передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение зубчатых
колёс и понижающей зубчатой передачи, работающих в данной модели.
Практика: (1ч.) Открытое занятие. Выполнение практического
задания. Сбор модели «Карусель». Создание программы для работы модели
так, чтобы карусель вращалась с разной скоростью и в разных направлениях.
Рефлексия.
Контроль: обсуждение, наблюдение
Раздел 5. Моделирование и конструирование
«Стройплощадка» - 6 ч.
5.1. Тема: Модель «Разводной мост»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Разводной мост». Конструкция
разводного моста с одним сервомотором и датчиком расстояния и
конструкция корабля (баржи). Изучение процесса передачи движения и
преобразования энергии в модели. Изучение зубчатых колёс, понижающей
зубчатой передачи и датчика наклона, работающих в данной модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Разводной мост». Создание программы для работы модели так, чтобы мост
поднимался, когда проплывают суда, и опускался, когда корабли прошли.
Рефлексия.
Контроль: наблюдение, самоанализ

5.2. Тема: Модель «Вилочный погрузчик»
Теория: (0,5ч.) Выполнение практического задания. Знакомство с
моделью «Вилочный погрузчик». Конструкция вилочного погрузчика с
одним сервомотором и датчиком наклона. Использование червячной
передачи в трансмиссии. Изучение процесса передачи движения и
преобразования энергии в модели. Приведение в действие манипулятора
ременной передачей.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Вилочный погрузчик». Создание программы для работы модели так, чтобы
с помощью датчика наклона управлять погрузчиком (поднимает и опускает
нагруженный поддон). Рефлексия.
Контроль: собеседование, оценка практической работы
5.3. Тема: Модель «Башенный кран»
Теория: (1ч.) Знакомство с моделью «Башенный кран». Конструкция
башенного крана с одним сервомотором и датчиком наклона. Изучение
процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение
зубчатых колёс и понижающей зубчатой передачи, датчика наклона
работающих в данной модели.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Башенный кран». Создание программы для работы модели так, чтобы с
помощью датчика наклона можно было опускать и поднимать подъёмный
крюк с грузом. Рефлексия.
Контроль: обсуждение, самоанализ
Раздел 6. Моделирование и конструирование
«Транспорт» - 6 ч.
6.1. Тема: Модель «Автомобиль»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Автомобиль». Использование
зубчатой передачи повышающего типа как главной движущейся силы
автомобиля. Изучение процесса передачи движения и преобразования
энергии в модели. Изучение зубчатых колёс и понижающей зубчатой
передачи, работающих в данной модели.
Практика: (1,5ч.) Сбор модели «Автомобиль». Создание программы
для работы модели автомобиля. Рефлексия.
Контроль: опрос, оценка модели, самоанализ
6.2. Тема: Модель «Вертолет»
Теория: (0,5ч.) Знакомство с моделью «Вертолет». В конструкции
используется шкив для передачи движения от оси мотора на ось троса.
Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.
Практика: (1,5ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Вертолет». Создание программы для перемещения модели вверх и вниз по
тросу. При выборе блока «Начало» первый раз мотор вращается в одном
направлении в течение двух секунд. После выбора блока «Начало» второй
раз мотор начинает вращаться в другом направлении.
Контроль: блиц-опрос, наблюдение, оценка модели

6.3. Тема: Модель «Вездеход»
Теория: (1ч.) Знакомство с моделью «Вездеход». Конструкция
вездехода с одним сервомотором, датчиком наклона и датчиком
перемещения. Изучение процесса передачи движения и преобразования
энергии в модели.
Практика: (1ч.) Выполнение практического задания. Сбор модели
«Вездеход». Создание программы для работы модели так, чтобы с помощью
датчиков наклона и перемещения управлять вездеходом. Рефлексия.
Контроль: осуждение, оценка практической работы
Раздел 7. Первые профессиональные пробы «Я и моя профессия» - 15ч.
7.1. Тема: Профессия: робототехник.
Теория: (1ч.)
Общие факты о профессии. Определение профессии
робототехника. Роль робототехника в современном мире. Плюсы и минусы
данной работы.
Практика: (2ч.) Квест-игра «Правильный выбор!». Познай самого
себя. Психологический тренинг.
Контроль: опрос, наблюдение, оценка практической деятельности.
7.2. Тема: Возможные направления и специализация в профессии
робототехника.
Теория: (1ч.) Направления робототехники: конструирование,
программирование, электроника. Профессии и отрасли. Содержание и
специфика профессиональной деятельности.
Многообразие профессий:
инженер-робототехник,
инженер-изобретатель,
сервисный
инженер,
конструктор, проектировщик, сборщик роботов и др. Десять качеств и
навыков специалистов. Возможность для развития карьеры.
Практика: (2ч.) Составление справочника современных профессий.
Профессиональная диагностика «Карта интересов».
Контроль: блиц-опрос, оценка практической деятельности
7.3. Тема: Разработка и создание собственной модели из
конструктора LEGO Education WeDo
Теория:
(2ч.) Выбор темы и подготовка плана реализации
собственного творческого проекта. Создание эскиза собственной модели.
Обсуждение эскиза. Измерения, расчеты, оценка возможностей модели.
Практика: (4ч.) Создание моделей роботов. Конструирование (сборка)
и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора
Lego Education WeDo, составление технологической карты и технического
паспорта модели. Оформление выставки авторских работ. Презентация и
демонстрация моделей.
Контроль: наблюдение, оценка собственной модели, оценка умения
обосновать свой выбор.
7.4. Тема: Проектная деятельность.

Теория (1ч.) Проектная деятельность как способ проецирования своей
будущей профессии
Практика: (2ч.) Подготовка проектов «Я не профессионал, я только
учусь». В чем я вижу пользу своей будущей профессии для себя и других.
Контроль: защита проекта.
Раздел 8. Итоговое занятие – 3 ч.
8.1. Мини-соревнования.
Практика (3ч.) Участие в мини-соревнованиях по сборке и
программированию моделей Lego Education WeDo
Контроль: оценка деятельности учащихся, обобщение.
2 часть: Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-технические
Продуктивность работы во многом зависит от качества
материальнотехнического
оснащения
процесса,
инфраструктуры
организации и иных условий. При реализации Программы используются
методические пособия, дидактические материалы, материалы на
электронных носителях.
Для успешного проведения занятий и выполнения программы в полном
объеме необходимы:
инфраструктура организации и оборудование:
- учебный кабинет, оснащенный:
-компьютерный стол – 20 шт.;
- рабочий стол для сборки – 20 шт.;
- стулья – 20 шт.;
- стеллаж – 20 шт.;
- маркерная доска;
- маркеры.
- технические средства обучения:
- компьютеры/ноутбуки – 20 шт. (операционная система Windows: 10
(32-битная, 64-битная);
- процессор с тактовой частотой 2200 MHz и более; ОЗУ не менее 2 ГБ;
видеокарта с видеопамятью объемом не менее 256 Мб;
- ПО Lego Education WeDo(скачивается бесплатно);
- мультимедийный проектор – 1 шт.;
- интерактивная доска – 1 шт.;
- принтер (черно/белой печати, формата А4) – 1 шт.;
- наушники – 20 шт.;
микрофон – 20 шт.;
- конструктор 9580. Базовый набор Lego Education WeDo – 20 шт.;
- конструктор 9585. Ресурсный набор Lego Education WeDo – 20 шт.;

расходные материалы:
- бумага;
- ручки;
- разноцветная бумага;
- картон;
-фольга;
- ленточки;
- ножницы;
- цветные карандаши;
- комплект измерительных инструментов: линейка или рулетка,
секундомер.
2.2. Информационное обеспечение
Компьютерные программы:
- LabVIEW
- RobотС.
- Robolab2.9.
- Электронные образовательные ресурсы:
видеоуроки:
- Что такое Робототехника?
- Робототехника в начальной школе.
- Основы робототехники.
- Методика организации внеурочной работы по робототехнике в
начальной школе.
2.3. Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее
специальное или высшее педагогическое образование, обладающий
достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области
компьютерных технологий, программирования и конструирования.
2.4. Формы аттестации
Результативность обучения обеспечивается применением различных
форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют
друг друга. Большая часть занятий отводится практической работе.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется
программой.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по
окончании изучения каждой темы – выполнением практических заданий,
каждого раздела – выполнением зачетной работы.
Промежуточный контроль проходит в середине учебного года в форме
открытого занятия.
Контроль по результатам завершения программы проходит в конце
учебного года – в форме мини-соревнований по сборке и программированию
моделей Lego Education WeDo и выставки самостоятельно созданных
моделей.

Создатели лучших моделей имеют возможность принять участие в
соревнованиях, фестивалях, выставках по робототехнике различного уровня.
Формы проведения аттестации:
- тестирование;
- практическое задание;
- зачетная работа;
- открытое занятие;
- соревнование;
- выставка.
2.5. Методический материал
Реализация Программы строится на принципах: «от простого к
сложному». На первых занятиях используются все виды объяснительноиллюстративных методов обучения: объяснение, демонстрация наглядных
пособий. На этом этапе учащиеся выполняют задания точно по образцу и
объяснению.
В дальнейшем с постепенным усложнением технического материала
подключаются методы продуктивного обучения такие, как метод
проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод проектов.
В ходе реализации программы осуществляется вариативный подход к
работе. Творчески активным учащимся предлагаются дополнительные или
альтернативные задания.
Комбинированные занятия, состоящие из теоретической и
практической частей, являются основной формой реализации данной
программы.
При проведении занятий традиционно используются три формы
работы:
- демонстрационная, когда учащиеся слушают объяснения педагога и
наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на
ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда учащиеся синхронно работают под управлением
педагога;
- самостоятельная, когда учащиеся выполняют индивидуальные
задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Реализация программы осуществляется на основе следующих
принципов:
- принцип наглядности;
- принцип гуманизации, сотрудничества и партнерства;
- последовательность и непрерывность педагогического процесса;
- принцип креативности;
- принцип связи теории с практикой;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- принцип сознательности, активности и самостоятельности в
обучении;
- комплексное решение задач обучения и воспитания;

- использование разнообразных форм организации занятий:
рациональное сочетание фронтального и индивидуального взаимодействия
педагога с детьми;
- от простого к сложному;
- доступности;
- научности;
- преемственности и последовательности.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические
технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- технология развивающего обучения;
- информационные технологии;
- игровые технологии;
- технология сотрудничества:
- проектная деятельность;
- коммуникативная технология.
Воспитательная работа
Воспитание – это целенаправленное управление процессом
становления личности. Воспитательные задачи связаны с ориентацией
обучающихся на критерии добра и зла, постановка их в ситуации
нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной
жизни. Педагог решает поставленные задачи в соответствии со спецификой
возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы,
учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Основным в воспитательной работе является содействие саморазвитию
личности, реализации творческого потенциала ребенка, обеспечение
активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных
условий для активизации усилий обучающихся по преодолению собственных
проблем.
Воспитательная работа в рамках дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный робототехник» направлена на
повышение интереса к творческим занятиям по робототехнике, достижение
высокого уровня сплоченности коллектива.
Цель воспитательной работы: создание условий для возможности
полноценного развития личности обучающегося в векторе его
самоопределения
и
социализации
на
основе
общепринятых
социокультурных, духовно-нравственных ориентиров и принятых норм
поведения в обществе, действующих в интересах человека, семьи, социума и
государства.
Задачи воспитательной работы заключаются в том, чтобы:

активизировать
интересы
обучающихся
в
направлении
интеллектуального, нравственного, физического и духовного развития;
- создавать благоприятную обстановку для интеллектуального,
эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности
обучающихся;
- формировать у обучающихся стремление к здоровому образу жизни;
- прививать обучающимся чувства долга и ответственности, любви к
Родине, воспитывать бережное отношение к природе и окружающим живым
существам;
- формировать у обучающихся потребность в саморазвитии
личностном совершенствовании;
- развивать у обучающихся культуру межличностных отношений;
- предупреждать возникновение вредных привычек, совершение
правонарушений;
- формировать важные социальные навыки, позволяющие успешно
адаптироваться в современном обществе;
- способствовать повышению ответственности родителей за обучение и
воспитание их детей;
- формировать умение решать нестандартные инженерные задачи.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию в школьных мероприятиях,
мастер-классах направленных на повышение интереса обучающихся к
получению качественного законченного результата.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Средствами этой деятельности при правильной педагогической
организации воспитательного процесса эффективно реализуются основные
направления воспитания:
- гражданское воспитание,
- воспитание патриотизма,
- духовно-нравственное развитие и воспитание,
- эстетическое воспитание,
- экологическое воспитание,
- воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности
жизнедеятельности,
- трудовое воспитание,
- физическое воспитание
- воспитание познавательной активности.

В рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Юный
робототехник»
запланированы
следующие
воспитательные мероприятия.
План воспитательной работы
№
п/п
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.

2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
2.5.
2.5.
2.6.

2.7.

3.1.

3.2.

Мероприятия

Форма
Дата
проведения
проведения
1. Гражданское воспитание
День солидарности в борьбе с
беседа
сентябрь
терроризмом.
«День народного единства»
конкурс детского
ноябрь
рисунка
«Всемирный день ребенка» .
беседа
ноябрь
Беседа «Твои права и
обязанности»
Праздник Весны и Труда
мастер-класс
май
2. Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности
День Государственного герба
беседа
ноябрь
Российской Федерации
День неизвестного солдата
беседа
декабрь
День полного освобождения
беседа, видеофильм
январь
Ленинграда от фашистской
блокады
День памяти жертв Холокоста беседа, видеофильм
январь
День защитника Отечества
выставка детских
февраль
рисунков
День воссоединения Крыма с
праздничный
март
Россией
концерт
День памяти геноцида
беседа
апрель
советского народа нацистами
и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
День Победы
акция «Рисуем
май
Победу»
3. Духовно-нравственное воспитание на основе российских
традиционных ценностей
День открытых дверей –
мастер-класс
сентябрь
посвящение в программу
«Юный робототехник»
Международный день
беседа
октябрь
пожилых людей

День отца в России
выставка
октябрь
День матери в России
выставка
ноябрь
Международный день
акция
декабрь
инвалидов
3.6. Международный женский день
концерт
март
3.7. Всемирный день «Спасибо».
беседа
январь
Беседа «С чего начинается
взрослость?».
4. Приобщение к культурному наследию
4.1. Спектакли с участием роботов просмотр
в течение
спектаклей
года
4.2. Театральная постановка:
театральная
в течение
техническая сказка «В
постановка
года
алгоритмическом царстве,
программированном
государстве»
5. Популяризация научных знаний
5.1. Исследовательская работа по
конференция
в течение
робототехнике «Я не
года
профессионал, я только учусь»
5.2. Участие в научноконференция
в течение
практической конференции
года
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
6.1. Разъяснительные
беседа
В течение
профилактические беседы:
года
- Месячник профилактики
ДТП;
- Противопожарная
безопасность;
- Профилактика гриппа и
простудных заболеваний;
- Профилактика ОРВИ и
гриппа;
- Поведение учащихся в
чрезвычайных ситуациях»;
- «Терроризм – это …….»;
- «Что делать при
обнаружении подозрительного
предмета?»;
- «Что делать в случае угрозы
захвата в заложники и
стрельбе?»
6.2. Изучение и регулярное
гимнастика
в течение
проведение во время занятий
года
3.3.
3.4.
3.5.

7.1.
72.
7.3
7.4.
7.5.
7.6.
7.7.
7.8.

7.9.

8.1.

8.2.

9.1.
9.2.
10.1.
10.2.

11.1.
11.2.

гимнастик для глаз,
воротниковой зоны и т.д.
7. Профессиональное самоопределение
«Профессии в сфере
профориетационные
роботехники»
встречи
День программиста
просмотр
видеофильмов
Олимпиада «Программируем» участие в олимпиаде
«Мир робототехники и твое
место в нем»
«Готовимся выбирать
профессию»
СекреТЫ МАСТЕРства
Профессиональные экскурсии

в течение
года
сентябрь

мастерская

в течение
года
апрель

акция

ноябрь

квест-игра
экскурсии

февраль
в течение
года
в течение
года

Муниципальный фестиваль
фестиваль
профессиональных проб «Все
в твоих руках».
«Роботы в профессиях
беседа
будущего»
8. Экологическое воспитание
Всемирный урок «Экология и
акция
энергосбережение» в рамках
Всероссийского фестиваля
«Вместе ярче»
Сбор отработанных батареек
акция
9. Воспитание познавательных интересов
День интернета в России (день
акция
Рунета)
Всемирный день роботехники
выставка проектов
10. Социальное партнерство
Участие в библиотечных
акции, викторины
акциях
Участие в районных,
конкурсы,
областных и Всероссийских
фестивали, акции
мероприятиях
11.Работа с родителями
«Выбор профессии – это
родительское
серьезно»
собрание
Современное производство и
консультация
профессиональное
самоопределение

в течение
года
октябрь

в течение
года
октябрь
февраль
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года

11.3. Фестиваль «Семейный
фейерверк проектов «Под
семейным зонтиком»

фестиваль

в течение
года

Дидактический материал
- Технологические карты по выполнению конкретных задач в
компьютерных программ.
- Распечатки рабочих окон компьютерных программ с различными
инструментальными панелями для работы по усвоению пройденного
материала.
- Модели, изготовленные педагогом и учащимися.
- Фото и видеоматериалы по робототехнике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Бедфорд А. Lego. Секретная инструкция. – Москва: Эком
Паблишерз, 2013.
2. ВалкЛ. Большая книга Lego Mindstorms EV3. – Москва: Издательство
Э, 2017.
3. Валуев А. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction EV3.
Который час? – Москва: Лаборатория знаний, 2017.
4. Валуев А. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction EV3.
Робот-шпион. – Москва: Лаборатория знаний, 2018.
5. Валуев А. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3.Робочист спешит на помощь. – Москва: Лаборатория знаний, 2018.
6. Ванюшин М. Занимательная электроника и электротехника для
начинающих и не только… – Москва: Наука и техника, 2017.
7. Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в
домашних условиях. – Санкт-Петербург: НТ Пресс, 2007.
8. Зайцева Н., Цуканова Е. Конструируем роботов на Lego Mindstorms
Eduction EV3. Человек – всему мера. – Москва: Лаборатория знаний, 2016.
9. Исогава И. Книга идей Lego Mindstorms EV3. 181 удивительный
механизм и устройство. – Москва: Издательство Э, 2017.
10. Кмец П. Удивительный Lego Technic: Автомобили, роботы и другие
замечательные проекты. – Москва: Эксмо, 2019.
11. Книга обо всем. Lego – приключения в реальном времени. /Под ред.
Ю. Волченко. – Москва: Издательство Э, 2017.
12.
Кравченко
А.В.
10
практических
устройств
на
AVRмикроконтроллерах. – Москва: МК Пресс, 2017.
13. Краземанн Х., Краземанн Х., Фридрихс М. Конструируем и
программируем роботов с помощью Lego Boost. Руководство для

начинающих по постройке и программированию роботов. /Пер. Райтман М. –
Москва: Эксмо, 2018.
14. Лифанова О. Конструируем роботов на Lego Eduction WeDo 2.0.
Мифические существа. – Москва: Лаборатория знаний, 2020.
15. Лифанова О. Конструируем роботов на Lego Eduction WeDo 2.0.
Рободинопарк. – Москва: Лаборатория знаний, 2019.
16. Предко М. 123 эксперимента по робототехнике. – Санкт-Петербург:
НТ Пресс, 2007.
17. Рыжая Е., Удалов В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms
Eduction EV3. В поисках сокровищ. – Москва: Лаборатория знаний, 2017.
18. Рыжая Е., Удалов В., Тарапата В. Конструируем роботов на Lego
Mindstorms Eduction EV3. Крутое пике. – Москва: Лаборатория знаний, 2017.
19. Тарапата В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3. Домашний кассир. – Москва: Лаборатория знаний, 2018.
20. Тарапата В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3. Секрет ткацкого станка. – Москва: Лаборатория знаний, 2016.
21. Тарапата В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3. Тайный код Сэмюэла Морзе. – Москва: Лаборатория знаний, 2019.
22. Тарапата В., Красных А., Салахова А. Конструируем роботов на
Lego Mindstorms Eduction EV3. Волшебная палочка. – Москва: Лаборатория
знаний, 2017.
23. Тарапата В., Красных А., Салахова А. Конструируем роботов на
Lego Mindstorms Eduction EV3. Мотобайк. – Москва: Лаборатория знаний,
2018.
24. Хольгер М. Большая книга поездов Lego. Руководство по созданию
реалистичных моделей. – Москва: Эксмо, 2020.
25. Хьюго С. 365 штук из кубиков Lego. Игра. Вызов. Творчество. –
Москва: Эксмо, 2017.
26. Штадлер А. Моя книга о Lego EV3. Построить собственного робота
и создать для него программу с конструктором Lego Mindstorms. –
Москва:Фолиант, 2017.
27. Бекурин М. Инструкции по сборке роботов EV3:[Электронный
ресурс]
//сайт
Сообщество
по
робототехнике.
URL:http://inoschool.ru/robototekhnika/item/75-instruktsii-po-sborke
(Дата
обращения: 26.05.2022).
28. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя по работе с
конструктором LEGO Education WeDo:[Электронный ресурс]. – М.:, 2009.
URL:https://s.siteapi.org/77d87238abee36b/docs/m8xlnit3suoc4gs0k8go4gw8s408
0c (Дата обращения: 26.05.2022).
29. Lego Mindstorms Руководство пользователя EV3: [Электронный
ресурс].
–
М.:,
2013.
URL:
–
https://robot-help.ru/images/legomindstormsev3/instructions/ev3_user_guide_education.pdf (Дата обращения:
26.05.2022

Список литературы для учащихся
1. Александр Барсуков. Кто есть кто в робототехники. – М., 2016 г.
2. Крайнев А.Ф. Первое путешествие в царство машин. – М., 2018 г.
3.Макаров И.М., Топчеев Ю.И. Робототехника. История и
перспективы. М., 2018г.
4. Рыкова Е. А. Lego-Лаборатория (Lego Control Lab). Учебнометодическое пособие. — СПб, 2019г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».