Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ульяновка
Тамалинского района Пензенской области
РАССМОТРЕНА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 7
от 27.05.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ СОШ с. Ульяновка
Цыбяков
А.А.
27.05.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МИР СОВРЕМЕННОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ»
технической направленности
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель:
Стряпчева Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
с. Ульяновка
2024 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Мир современного конструирования» имеет техническую
направленность, ориентирована на формирование интереса к
техническим видам творчества, развитие конструктивного модульного
логического мышления, интеллекта, наблюдательности, умения
анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять творческий подход в
решении поставленной задачи.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Мир современного конструирования» разработана в
соответствии с современными нормативно-правовыми документами в
сфере образования:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
РФ» (с изменениями и добавлениями);
Приказ Министерства образования и науки
Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025
года»;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден
протоколом заседания комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г.№3);
Письма Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях по организации образовательной
деятельности
с
использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Устава и локальных актов МБОУ СОШ с. Ульяновка Тамалинского
района Пензенской области.
Актуальность:
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе робототехника приобретает все большую значимость и
актуальность, становится одним из наиболее востребованных и
перспективных направлений, как в научно-производственной сфере, так
и в сфере образования. Современное образование принимает активное
участие в реализации концепции формирования инженернотехнических кадров.
Актуальность программы обусловлена стремительным развитием
нанотехнологий, электроники, механики и программирования, что
создает благоприятные условия для быстрого внедрения компьютерных
технологий и робототехники в повседневную жизнь.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со
стороны обучающихся и их родителей (законных представителей) на
программу, так как в ходе реализации программы используются знания
обучающихся из множества учебных дисциплин. На занятиях
предполагается использование образовательных конструкторов LEGO
WeDo, позволяющих заниматься с обучающимися конструированием,
программированием, моделированием физических процессов и явлений.
Знакомство обучающихся с робототехникой способствует развитию их
аналитических способностей и личных качеств, формирует умение
сотрудничать, работать в коллективе.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность Программы состоит в том, что она
является мощным образовательным инструментом, позволяющим дать
обучающимся
навыки
по
проектированию,
созданию
и
программированию роботов.
Данная Программа разработана на основе программы
«Робототехника. LEGO EV3» (разработчик Соловьева Анастасия
Владимировна
педагог
дополнительного
образования
центра
дополнительного образования «Творчество»», г. Тольятти, 2019г.).
Программа
помогает
раскрыть
творческий
потенциал
обучающихся, формирует необходимую теоретическую и практическую
основу их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе
будущей профессии, в определении жизненного пути.
Новизна:
Новизна программы заключается в том, что знакомство
обучающихся с основами робототехники происходит в занимательной
форме. Кроме того, Программа полностью построена с упором на
практику, т. е. сборку моделей на каждом занятии.
Простота построения модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями LEGO позволяет обучающимся
изучить принципы работы простых механизмов, научиться работать
руками, развивает элементарное
конструкторское
мышление,
фантазию, необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том,
что занятия робототехникой дают необычайно сильный толчок к
развитию обучающихся, формированию интеллекта, наблюдательности,
умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять творческий
подход в решении поставленной задачи.
Актуальность
дополнительной
образовательной
программы
«Робототехника» состоит в том, что она стимулирует
познавательную деятельность обучающихся в области современного
технического творчества. А также развитие конструктивных
способностей детей на основе проектных технологий, развитие
проектного мышления обучающихся и, в результате, создание ими
уникальных творческих работ.
Предлагаемая программа включает в себя углубленное изучение
робототехники, краткую историю, основы конструирования и развитие
творческого мышления посредством робототехники.
Основное внимание в обучении, особенно на начальном этапе, в данной
программе уделяется развитию пространственного мышления,
фантазии,
умению
свободно
и
осознанно
стилизовать
и
трансформировать
форму,
добиваясь
определенной
цели,
конструировать и моделировать без схем, умению мыслить образами и
формами – приобрести творческое мышление. Развитие данных
способностей нацелено на обучение ребенка мыслить нестандартно,
креативно, варьировать знаниями и практическими умениями при
создании проекта. Программа дает возможность каждому ребенку
творчески реализоваться и выбрать наиболее приемлемое для себя
техническое направление в современном мире (робототехника, радио
управление, физика, конструирование и т.д.).
Цель: формирование интереса к техническим видам творчества,
развитие конструктивного модульного логического мышления
обучающихся средствами робототехники.
Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда
задач.
Задачи:
воспитывать устойчивый интерес к занятиям ;
расширить представления детей о многообразии предметного
мира;
способствовать развитию творческих способностей детей через
решение поставленных технических задач, проектную
деятельность;
воспитывать бережное отношение к материалу, трудолюбие,
терпение, усидчивость, собранность, аккуратность;
способствовать развитию восприимчивости, внимания,
наблюдательности, логического и абстрактного мышления,
фантазии, воображения, пространственного представления;
способствовать развитию технического мышления.
приучать к самостоятельности в решении поставленных задач и
проблем;
формировать навыки общения и поведения в коллективе,
совместной деятельности.
обучить
программированию
в
компьютерной
среде
моделирования LEGO Mindstorm EV3;
Адресат программы:
Обучение по Программе ведется в разновозрастной группе.
Возрастной диапазон обучающихся от 11 до 16 лет. Приём обучающихся
на обучение по программе «Мир современного конструирования»
осуществляется на основании письменного заявления родителей
(законных представителей) или заявления учащегося (достигшего
возраста 14 лет).
Набор осуществляется по принципу добровольности, без отбора и
предъявления требования у них специальных знаний. Главное условие –
желание заниматься по данной программе.
Комплектование групп проводится с учетом индивидуальных
способностей и потребностей из обучающихся разной возрастной
категории.
Оптимальное количество учащихся в группе для успешного
освоения программного материала – от 15 до 20 человек.
Психолого-педагогические особенности обучающихся этого
возраста позволяют в полном объеме освоить предлагаемый материал
программы, анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять
творческий подход в решении поставленной задачи.
Возрастной диапазон 11-16 лет (средний школьный возраст) обучающиеся
данного
возраста
обладают
повышением
самостоятельности, ростом чувства ответственности за свои поступки,
расширением интересов, появление планов на будущее, обладают
психологической гибкостью, проявляют готовность к переменам и
сотрудничеству, ориентированы на самостоятельную творческую
деятельность.
Объём и сроки освоения программы:
Объем программы составляет 114 часов. Программа рассчитана на
2 года: 1-й год обучения – 72 часа в год, 2-й год обучения – 72 часа в год.
Занятия проходят 1раз в неделю по 2 академических часа (всего 2
часа в неделю) для каждого года обучения. Продолжительность
академического часа составляет – 45 минут с перерывом 10 минут.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Основной формой обучения является учебное занятие. Учебные
занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и
практический блок.
Теоретический блок включает информационно-просветительский
материал по разделам и темам программы. Среди методов обучения
данного блока преобладают: устное изложения материала (рассказ,
лекция, объяснение и др.); беседа; показ (демонстрация, экскурсия,
наблюдение, презентация и др.); упражнения (устные, письменные,
тестовые).
Практический блок включает практические, самостоятельные
групповые и индивидуальные задания в рамках закрепления
теоретического материала.
В процессе реализации программы на занятиях приоритетно
используются методы: рассказ, беседа, демонстрация, практическая
работа.
Ведущим методом является проектирование. Использование этого
метода позволяет обучающимся создавать оригинальные по форме и
содержанию модели и конструкции.
Теоретические
Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением
оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и
практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что
способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы:
По итогам первого года обучения обучающиеся будут знать:
- основные детали конструктора Lego MindStorm EV3;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов; принципы работы и использования датчиков, входящих в
конструктор Lego MindStorm EV3;
- определение алгоритма;
- этапы решения задач на компьютере;
- основы конструирования и программирования в компьютерной
среде моделирования Lego MindStorm EV3.
Будут уметь:
- собирать конкретные модели LEGO MindStorm EV3, пользуясь
инструкцией;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования моделей;
- создавать и испытывать действующие модели;
- программировать действия модели LEGO MindStorm EV3;
- модифицировать модели путём изменения конструкции или
создания обратной связи при помощи датчиков;
- формулировать проблему и выстраивать схемы решения этой
проблемы.
По итогам второго года обучения обучающиеся будут знать:
- правила безопасной работы на занятии с образовательной
робототехникой;
- роль и место робототехники в жизни современного общества;
- основные понятия робототехники, основные технические
термины,
связанные
с
процессами
конструирования
и
программирования роботов;
- общее устройство и принципы действия роботов;
порядок
отыскания
неисправностей
в
различных
роботизированных системах;
- методику проверки работоспособности отдельных узлов и
деталей;
- основы популярных языков программирования;
- определения робототехнического устройства, наиболее
распространенные ситуации, в которых применяются роботы;
- основные принципы компьютерного управления набором LEGO
MindStorm EV3, назначение и принципы работы цветового,
ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных
устройств.
Будут уметь:
- собирать простейшие модели с использованием EV3;
- самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей
манипуляторы и роботов различного назначения;
- использовать для программирования микрокомпьютер EV3
(программировать на дисплее EV3);
- владеть основными навыками работы в визуальной среде
программирования, программировать собранные конструкции под
задачи начального уровня сложности;
разрабатывать
и
записывать
в
визуальной
среде
программирования типовые управления роботом;
- пользоваться компьютером, программными продуктами,
необходимыми для обучения программе;
- подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства,
собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками,
собирать и отлаживать конструкции базовых роботов;
- правильно выбирать вид передачи механического воздействия
для различных технических ситуаций, собирать действующие модели
роботов, а также их основные узлы и системы.
Календарный учебный график
Год
обучения
Начало
занятий
сентябрь
Дата
окончания
занятий
май
Кол-во
учебных
недель
36
Кол-во
учебных
часов
72
1 год
2 год
сентябрь
май
36
72
Режим
занятий
1 раз в
неделю по
2 часа
1 раз в
неделю по
2 часа
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№
п/п
Наименование
разделов/тем
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
Введение в
робототехнику
6
3
3
2.
Изучение
механизмов и
конструирования
на примере
конструктора LEGO
MINDSTORMS
education EV3
15
6
9
3.
«Программировани
е LEGO
MINDSTORMS
education EV3
Изучение датчиков
и моторов»
20
10
10
Форма
аттестации/
контроля
опрос, оценка
практической
деятельности,
собеседование,
оценка теста
беседа, оценка
практической
деятельности,
опрос,
самооценка,
собеседование,
оценка модели,
блиц-опрос,
оценка
программы, тест,
викторина.
собеседование,
оценка
практического
задания, блицопрос,
наблюдение,
оценка
программы,
опрос,
самоанализ
4.
«Конструирование
моделей LEGO
MINDSTORMS
education EV3»
20
10
10
5.
Создание
индивидуальных
творческих
проектов
11
1
10
72
29
43
Итого:
блиц-опрос,
собеседование,
наблюдение,
опрос,
самоанализ,
оценка
практического
задания
оценка эскиза,
обсуждение,
самоанализ,
выставка,
презентация,
минисоревнование
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов/тем
Количество часов
Всего Теория Практика
Форма
аттестации/
контроля
Раздел 1: Введение в робототехнику – 6 ч.
1.1. Вводное занятие.
2
1
1
опрос, оценка
Техника
практической
безопасности и
деятельности
правила поведения
1.2. Как работать с
2
1
1
собеседование,
инструкцией.
оценка теста
Символы,
терминология.
1.3 Виды роботов,
2
2
собеседование,
применяемые в
оценка теста
современном
образовании.
Раздел 2: Изучение механизмов и конструирования на примере
конструктора LEGO MINDSTORMS education EV3 - 15 ч.
2.1. Техника
1
1
беседа,
наблюдение,
безопасности.
оценка
практического
задания
опрос,
наблюдение,
самоанализ
2.2.
4
2
2
Конструирование и
сборка
«фантастические
животные »
2.3. Конструирование и
4
2
2
собеседование,
оценка
сбора
сборка модели
«Высокая башня»
модели
2.4. Конструирование и
3
1
2
блиц-опрос,
сборка модели
наблюдение,
«Робот–тележка 1
оценка
мотор».
программы для
Повышающие,
работы модели
понижающие
передачи.
2.5. Конструирование и
3
1
2
беседа,
сборка модели «Роб
наблюдение
от–
тележка 2 мотора».
Повышающие,
понижающие перед
ачи их использован
ие.
Раздел 3: Программирование LEGO MINDSTORMS education EV3.
Изучение датчиков и моторов – 20 ч.
3.1. Настройка
2
0,5
1,5
беседа, оценка
конфигурации.
программы
3.2.
Перемещение по
прямой.
2
0,5
1,5
3.3.
Движение по криво
й.
Независимое
управление
моторами.
Переместить
объект. Мои блоки.
Остановиться у
линии, остановитьс
я под углом, остано
виться у объекта.
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
3.4.
3.5.
3.6.
собеседование
по
вопросам,
наблюдение
опрос,
самооценка
опрос,
самооценка
опрос,
самооценка
опрос,
самооценка
3.7.
Программирование
модулей.
2
0,5
1,5
собеседование
по
вопросам,
наблюдение
3.8. Многозначность.
2
0,5
1,5
опрос,
самооценка
3.9. Цикл,
2
0,5
1,5
собеседование
по
вопросам,
переключатель.
наблюдение
3.10. Многопозиционны
2
0,5
1,5
опрос,
самооценка
й переключатель.
Раздел 4: Конструирование моделей LEGO MINDSTORMS education EV3
– 20 ч.
4.1. Конструирование и
5
1
4
обсуждение,
сборка модели
самоанализ
«Гиробой»
4.2. Конструирование и
5
1
4
обсуждение,
сборка модели
самоанализ
«сортировщик
цвета»
4.3. Конструирование и
5
1
4
обсуждение,
сборка модели
самоанализ
«Щенок»
4.4. Конструирование и
5
1
4
обсуждение,
сборка модели
самоанализ
«Рука робота Н25»
Раздел 5: Создание индивидуальных творческих проектов – 11ч.
5.1. Разработка и
6
1
4
оценка эскиза,
создание
обсуждение,
собственной
самоанализ
модели из
конструктора LEGO
MINDSTORMS
education EV3
5.2. Выставка работ
3
2
выставка,
обучающихся
презентация
5.3. Итоговое занятие:
2
2
миниМинисоревнование,
соревнования
оценка сборки
и
программирова
ния моделей.
Итого:
72
19
53
Содержание
1 год обучения
Раздел 1. Введение в робототехнику – 6 ч.
1.1. Тема: Вводное занятие. Техника безопасности и правила
поведения
Теория : (1ч.) Знакомство с программой 1 года обучения. Техника
безопасности. Знакомство с рабочими материалами, инструментами.
Организация рабочего места.
Практика: (1 ч.) Проведение игр с целью раскрепостить детей и
установить доверительное отношение. Диагностика творческих
способностей, знаний, умений и навыков.
Контроль: опрос, оценка практической деятельности
1.2. Тема: Как работать с инструкцией. Символы, терминология.
Теория: (1 ч.) Виды инструкций и порядок работы с ними.
Терминология.
Практика: (1 ч.) самостоятельная работа с инструкциями.
Контроль: собеседование, оценка теста
1.3. Тема: Виды роботов, применяемые в современном образовании
Теория: (2 ч.) применение роботов в разных отраслях (в медицине,
быту, системах безопасности, космосе и т.д.)
Контроль: собеседование, оценка теста
Раздел 2. Изучение механизмов и конструирования на примере
конструктора LEGO MINDSTORMS education EV3 - 15 ч.
2.1. Тема: Техника безопасности.
Теория: (1 ч.) правила поведения в компьютерном классе. Как правильн
о обращаться с конструктором и т.д.
2.2. Тема: Конструирование и сборка модели «фантастические
животные».
Теория: (2 ч.) Конструирование и сборка модели «фантастические
животные», ременная передача
Практика: (2 ч.) Каких животных можно построить из конструкто
ра LEGO MINDSTORMS education EV3, какие детали можно использовать.
Контроль: опрос, наблюдение, самоанализ
2.3. Тема: Конструирование и сборка модели «Высокая башня»
Теория: (2 ч.) На сколько высокую башню можно построить из
деталей конструктора LEGO MINDSTORMS education EV3
Практика: (2 ч.) Строим башню до тех пор пока она может стоять.
Отвечаем на вопросы : Насколько башня высокая как ее измерить?
Почему башня падает? ...
Контроль: собеседование, оценка сбора модели
2.4. Тема: Конструирование и сборка модели «Робот–тележка 1
мотор». Повышающие, понижающие передачи.
Теория: (1 ч.) Как построить тележку 1 мотор. Какие в наборе есть
зубчатые колеса и где их можно применять. Повышающая, понижающая
передача. Шестеренки паразиты и почему их так называют
Практика: (2 ч.) Конструирование и сборка модели «Робот –
тележка 1 мотор». Изучение передач и как передачи влияют на
преодоление препятствий.
Контроль: блиц-опрос, наблюдение, оценка программы для работы
модели
2.5. Тема: Конструирование и сборка модели «Робот–
тележка 2 мотора». Повышающие,
понижающие передачи их использование.
Теория: (1 ч.) Чем отличается тележка с 2 моторами от 1 моторной,
как построить тележку 2 мотора. Повышающая, понижающая передача.
Шестеренки паразиты и почему их так называют.
Практика: (2 ч.) Какие в наборе есть зубчатые колеса и где их
можно применять. Конструирование и сборка модели «Робот – тележка
2 мотора». Изучение передач и как передачи влияют на преодоление
препятствий.
Контроль: беседа, наблюдение
Раздел 3. Программирование LEGO MINDSTORMS education EV3.
Изучение датчиков и моторов – 20 ч.
3.1. Тема: Настройка конфигурации.
Теория: (0,5ч.) Как правильно конфигурировать режимы блоков,
параметры и значение.
Практика: (1,5ч.) Настройка конфигурации блоков. Научиться
конфигурировать режимы программируемых блоков, параметры и
значения.
Контроль: беседа, оценка программы
3.2. Тема: Перемещение по прямой.
Теория: (0,5ч.) Различные способы управления движением по
прямой линии приводной платформы.
Практика: (1,5ч.) Сборка приводной платформы и программирова
ние движения по прямой.
Контроль: собеседование по вопросам, наблюдение
3.3. Тема: Движение по кривой.
Теория: (0,5ч.) Используемблок рулевого управления (секунды,
градусы, обороты)
Практика: (1,5ч.) Используем блок рулевого управления (секунды,
градусы, обороты). Добавьте еще три блока рулевого управления в свою
программу, чтобы она обеспечивала возвращение приводной платформы
в начальное положение.
Контроль: опрос, самооценка
3.4. Тема: Независимое управление моторами
Теория: (0,5ч.) Использование блока «независимое управление»
для управления приводной платформой.
Практика: (1,5ч.) Использование блока «независимое
управление» для управления приводной платформой. Добавьте еще три
блока «Независимое управление моторами» в свою программу, чтобы
она обеспечивала возвращение приводной платформы в начальное
положение.
Контроль: опрос, самооценка
3.5. Тема: Переместить объект. Мои блоки.
Теория: (0,5ч.) Каким образом мы можем переместить объект. Как
создать свой блок и где его применить.
Практика: (1,5ч.) Запрограммируйте приводную базу таким
образом, чтобы переместить и освободить кубоид. Измените программу
так, чтобы можно было перемещать предметы разных форм и размеров
с помощью своего блока.
Контроль: опрос, самооценка
3.6. Тема: Остановиться у линии, остановиться под углом, остан
овиться у объекта.
Теория: (0,5ч.) Как использовать датчик цвета для остановки
приводной платформы при обнаружении линии.
Как использовать гироскопический датчик для поворота на 45
градусов.
Как использовать режим ультразвукового датчика «Ожидание
изменения» для определения приближения к объекту.
Практика: (1,5ч.) Используйте датчик цвета для остановки
приводной платформы при обнаружении линии. Проверьте, можете ли
вы обеспечить обнаружение датчиком цвета линии более светлого тона.
Используйте гироскопический датчик для поворота на 45
градусов, на 60 градусов.
Используйте режим ультразвукового датчика «Ожидание
изменения» для определения приближения к объекту.
Контроль: опрос, самооценка
3.7. Тема: Программирование модулей.
Теория: (0,5ч.) Знакомимся с приложением для программирования
на модуле EV3.
Как создать программу для приводной платформы.
Практика: (1,5ч.) Знакомимся с приложением для
программирования на модуле EV3. Создаем программу для приводной
платформы. Измените программу так, чтобы выполнялось движение
задним ходом с поворотом по кривой в течение одной секунды после
воспроизведения звука. Теперь заставьте программу повторить эти
действия четыре раза.
Контроль: собеседование по вопросам, наблюдение
3.8. Тема: Многозначность.
Теория: (0,5ч.) Блок «Многозначность» для чего он нужен и как его
применять в программе.
Практика: (1,5ч.) Используйте многозадачность для перемещения
приводной платформы и воспроизведения звука одновременно.
Добавьте в программу блоки, которые заставят приводную платформу
двигаться назад, воспроизводя звук (Предупредительный сигнал о
движении задним ходом).
Контроль: опрос, самооценка
3.9. Тема: Цикл. Переключатель.
Теория: (0,5ч.) Для чего необходим блок «цикл» и как его
применять. Как использовать блок «переключения» для принятия
решений в динамическом процессе на основании информации датчика.
Практика: (1,5ч.) Применяем цикл для повторения действий. Что
произойдет, если первый блок цикла установить в режим «Цикл
неограничен».
Использовать блок «переключения». Проверьте, работает ли ваша
приводная платформа, следуя по более светлой линии! Если нет,
попробуйте снова задать пороговое значение.
Контроль: собеседование по вопросам, наблюдение
3.10. Тема: Многопозиционный переключатель.
Теория: (0,5ч.) Многопозиционный переключатель как его
применять и где.
Практика: (1,5ч.) Запрограммируйте приводную базу таким
образом, чтобы она двигалась и поворачивала при обнаружении
различных цветов.
Добавьте четвертый вариант, чтобы заставить моторы
остановиться при обнаружении красного цвета.
Контроль: опрос, самооценка
Раздел4. Конструирование моделей LEGO MINDSTORMS
education EV3 – 20 ч.
4.1. Тема: Конструирование и сборка модели «Гиробой»
Теория: (1 ч.) Схема сборки, для чего нужен гироскопический
датчик.
Практика: (4 ч.) Конструирование и сборка модели «Гиробой»
программирование действий.
Контроль: обсуждение, самоанализ
4.2. Тема: Конструирование и сборка модели «Сортировщик цвета»
Теория: (1 ч.) Схема сборки, принцип работы.
Практика: (4 ч.)Конструирование и сборка модели «сортировщик
цвета»
Контроль: обсуждение, самоанализ
4.3. Тема: Конструирование и сборка модели «Щенок»
Теория: (1 ч.) Схема сборки, для чего датчики (функции).
Практика: (4 ч.) Конструирование и сборка модели «Щенок»
Контроль: обсуждение, самоанализ
4.4. Тема: Конструирование и сборка модели «Рука робота Н25»
Теория: (1 ч.) Схема сборки манипулятора.
Практика: (4 ч.) Конструирование и сборка модели «Рука Н 25»
Контроль: обсуждение, самоанализ
Раздел 5. Создание индивидуальных творческих проектов –
11ч.
5.1.
Тема: Разработка и создание собственной модели из конструктора
LEGO MINDSTORMS education EV3
Теория: (2 ч.) Разработка проекта.
Практика: (4 ч.) Проектирование и сборка своих моделей.
Доказательство их необходимости в жизни.
Контроль: оценка эскиза, обсуждение, самоанализ
5.2. Тема: Выставка работ обучающихся
Практика: (3 ч.) Оформление выставки авторских работ. Презента
ция и демонстрация моделей, выполненных обучающимися.
Контроль: выставка, презентация
5.3. Итоговое занятие: Мини-соревнования
Практика: (2 ч.) Итоговый контроль. Участие в мини соревновани
ях по сборке и программированию моделей LEGO MINDSTORMS education
EV3
Контроль: мини-соревнование,
оценка
сборки
и
программирования моделей.
Учебно-тематическое планирование
2 год обучения
№
п/п
Наименование
разделов/тем
1.
Введение в
образовательную
программу,
техника
безопасности
Робот чертежник
2.
Количество часов
Всего
Теория Практика
3
3
-
14
2
12
Форма
аттестации/
контроля
тестирование,
собеседование
эссе, опрос
опрос,
наблюдение,
оценка
модели,
3.
Робот - уборщик
14
2
12
4.
Робот домашний
питомец
14
2
12
5.
Робот кладовщик
14
2
12
6.
Создание
индивидуальных
творческих
проектов
13
1
12
самоанализ,
блиц-опрос,
обсуждение,
оценка
практической
работы.
опрос,
наблюдение,
оценка
модели,
самоанализ,
блиц-опрос,
обсуждение,
оценка
практической
работы.
опрос,
наблюдение,
оценка
модели,
самоанализ,
блиц-опрос,
обсуждение,
оценка
практической
работы.
опрос,
наблюдение,
оценка
модели,
самоанализ,
блиц-опрос,
обсуждение,
оценка
практической
работы.
наблюдение,
оценка
собственной
модели,
презентация,
выставка,
минисоревнование,
обобщение.
Итого:
72
12
60
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов/тем
Количество часов
Всего Теория Практика
Форма
аттестации/
контроля
Раздел 1: Введение в образовательную программу, техника
безопасности – 3 ч.
1.1. Введение в
2
2
тестирование,
собеседование
образовательную
программу
1.2. Техника
1
1
эссе, опрос
безопасности при
работе в
лаборатории
Раздел 2: Робот – чертежник – 11 ч.
2.1. Концепт робота.
2
1
1
карточкиСоздание
задания,
изображения с
наблюдение,
указанием
оценка
ключевых
программ
агрегатов.
2.2. Знакомство со
2
1
1
собеседование,
средой
оценка
программирования.
практического
задания
2.3. Сборка модели
7
7
робота.
Раздел 3: Робот – уборщик – 11 ч.
3.1. Концепт робота.
2
1
1
Создание
изображения с
указанием
ключевых
агрегатов.
3.2. Основные
2
1
1
принципы
конструирования.
Принципы работы
датчика касания,
наблюдение,
оценка модели
наблюдение,
оценка
программ
самоанализ,
наблюдение
сервопривода,
ультразвуковых и
инфракрасных
дальномеров,
датчика цвета.
3.3. Сборка модели
робота.
4.1.
4.2.
4.3.
5.1.
5.2.
7
-
7
сообщение,
оценка
практического
задания
Раздел 4: Робот - домашний питомец – 11 ч.
2
1
1
Концепт робота.
опрос,
Создание
самоанализ
изображения с
указанием
ключевых
агрегатов.
2
1
1
Знакомство с
блиц-опрос,
колесными,
оценка модели
гусеничными и
шагающими
конструкциями
(принципы
построения,
достоинства и
недостатки).
Создание роботов,
взаимодействующих
с человеком.
Управление
роботом при
помощи различных
датчиков.
Сборка модели
7
7
обсуждение,
робота.
наблюдение
Раздел 5: Робот – кладовщик – 11 ч.
2
1
1
Концепт робота.
наблюдение,
Создание
самоанализ
изображения с
указанием
ключевых
агрегатов.
2
1
1
Основы
собеседование,
промышленной
оценка
робототехники
практической
работы
(манипуляторы),
построение
логических
функций,
логических
выражений.
Пропорциональные
и релейные
регуляторы.
5.3. Сборка модели
7
7
обсуждение,
робота.
самоанализ
Раздел 6: Создание индивидуальных творческих проектов – 12 ч.
6.1. Разработка и
3
1
2
наблюдение,
создание
оценка
собственной модели
собственной
из конструктора
модели
LEGO MINDSTORMS
education EV3
6.2. Выставка работ
4
4
презентация,
обучающихся
выставка
6.3. Итоговое занятие.
4
4
минисоревнование,
Мини-соревнование
обобщение
Раздел 6: Профессиональная ориентация. – 14 ч.
7.1. В конструкторском
2
1
1
карточкизадания,
бюро. Направления
тестирование,
деятельности. Топ – 5
анкетирование,
популярных профессий
беседа, минив сфере робототехники.
сочинение
7.2. Портрет
2
1
1
Беседа,
тестирование
современного
робототехника.
7.3
Мои ориентиры:
первые
профессиональные
пробы
« Я в своей
4
4
Презентация,
беседа
профессии»
7.4. Проектная
деятельность.
6
1
5
72
12
60
Подготовка проектов «
Я не профессионал, я
только учусь »
Итого:
Защита
творческих
проектов,
награждение
учащихся за
успешное
освоение
программы
Содержание
второй год обучения
Раздел 1: Введение в образовательную программу, техника
безопасности (3 ч.)
Теория: (3 ч.) Значение техники в жизни человека. Что такое
техническое моделирование, робототехника, электроника, мехатроника.
Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности
в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении.
Анкетирование с целью выявления интересов и ожиданий. Первичный
тест на умение работать с деталями.
Задачи и план работы учебной группы. Правила поведения на
занятиях и во время перерыва. Инструктаж по технике безопасности.
Контроль: тестирование, собеседование
Раздел 2: Робот-чертежник (11 ч.)
Теория: (2 ч.) Название деталей. Основные принципы конструиров
ания. Знакомство со средой программирования. Движение по прямой,
движение по кривой. Расчет количества градусов вращения мотора для
поворота робота на заданный угол и проезда на заданное расстояние.
Линейные и циклические алгоритмические конструкции. Базовые блоки
программы. Работа с переменными и константами, запись формул,
создание «моего блока». Зависимость точности движения от модели
колеса, расположения центра тяжести, скорости движения робота.
Знакомство с программой 3D моделирования.
Практика: (12 ч.) Сборка, программирование, создание 3D модели
робота, работа в текстовом редакторе и редакторе для создания
презентаций.
Контроль: собеседование, оценка практического задания
Раздел 3: Робот-уборщик (11 ч.)
Теория: (2 ч.) Передача, виды передач. Постановка проблемной
ситуации. Основные принципы конструирования. Принципы работы
датчика касания, сервопривода, ультразвуковых и инфракрасных
дальномеров, датчика цвета. Аналоговые и цифровые датчики. Анализ
данных, полученных с датчиков. Базовые блоки программы.
Практика: (12 ч.) Сборка, программирование, создание 3D модели,
работа в текстовом редакторе и редакторе для создания презентаций.
Контроль: наблюдение, оценка программ
Раздел 4: Робот «Домашний питомец» (11 ч.)
Теория: (2 ч.) Колесные, гусеничные и шагающие конструкции
(принципы построения, достоинства и недостатки). Создание роботов,
взаимодействующих с человеком. Управление роботом при помощи
датчиков, алгоритмическая конструкция ветвления (переключатель),
параллельные задачи.
Практика: (12 ч.) Сборка, программирование, создание 3D модели,
работа в текстовом редакторе, редакторе для создания презентаций.
Контроль: опрос, самоанализ
Раздел 5: Робот-кладовщик (11 ч.).
Теория:(2 ч.) Привод, манипулятор, степень свободы манипулятор
а, логика, логические функции, простые и сложные логические
выражения, релейный регулятор, пропорциональный регулятор.
Практика: (12 ч.) Сборка, программирование, создание 3D модели,
работа в текстовом редакторе, редакторе для создания презентаций.
Контроль: наблюдение, самоанализ
Раздел 6: Создание индивидуальных творческих проектов – 12
ч.
6.1. Тема: Разработка и создание собственной модели из
конструктора LEGO MINDSTORMS education EV3
Теория: (1 ч.) Разработка проекта.
Практика: (3 ч.) Проектирование и сборка своих моделей.
Доказательство их необходимости в жизни.
Контроль: оценка эскиза, обсуждение, самоанализ
6.2. Тема: Выставка работ обучающихся
Практика: (4 ч.) Оформление выставки авторских работ. Презентация и
демонстрация моделей, выполненных обучающимися.
Контроль: выставка, презентация
6.3. Итоговое занятие: Мини-соревнования
Практика: (5 ч.) Итоговый контроль. Участие в мини соревнованиях по
сборке и программированию моделей LEGO MINDSTORMS education EV3
Контроль: мини-соревнование, обобщение
Раздел VII. Профессиональная ориентация – 14 часов.
7.1.Тема: (2ч.) В конструкторском бюро.
Теория: (1ч.) Направления робототехники: конструирование,
программирование, электроника. Топ – 5 популярных профессий в сфере
робототехники: сервисный инженер, сборщик роботов, проектировщик
домашних роботов, инженер - робототехник, интегратор роботов,
технический писатель.
Практика: (1ч.) Решение задач на самоопределение.
Контроль: мини – сочинение « Чем меня привлекает робототехника».
7.3.Тема: 2 (ч.) Портрет современного робототехника.
Теория: (1ч.) Инженер – робототехник : кто это такой.
Содержание и специфика профессиональной деятельности.
Многообразие направлений: инженер – робототехник, инженер изобретатель, конструктор, проектировщик, сборщик роботов и др.
Личностные качества робототехника. Как стать успешным
робототехником. Востребованность на рынке труда.
Практика: (1ч.) Познай самого себя. Психологический тренинг.
Готовность к выбору профессии.
Контроль: тестирование, анализ полученных результатов.
7.4. Тема: (4ч.) Мои ориентиры: первые профессиональные пробы.
« Я и моя профессия».
Практика: (4ч.) Презентация своей профессии. В чем я вижу пользу
своей будущей профессии для себя и других. Карьерные перспективы.
Организация собственного конструкторского бюро.
Контроль: оценка умения обосновать свой выбор.
Тема: (6ч.) Проектная деятельность.
Теория: (1ч.) Проектная деятельность как способ проецирования своей
будущей
профессии.
Умение
выстроить
индивидуальный
образовательный маршрут.
Практика: (5ч.) Подготовка проектов « Я не профессионал, я только
учусь».
Создание моделей роботов, проектирование и программирование
робототехнических устройств.
Контроль: участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях. Умение
подводить итоги своей работы на определенном этапе: чему я научился?
2
часть: Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-технические
Продуктивность работы во многом зависит от качества
материальнотехнического оснащения процесса, инфраструктуры
организации и иных условий. При реализации Программы используются
методические пособия, дидактические материалы, материалы на
электронных носителях.
Для успешного проведения занятий и выполнения программы в
полном объеме необходимы:
инфраструктура организации и оборудование:
- учебный кабинет, оснащенный:
-компьютерный стол – 20 шт.;
- рабочий стол для сборки – 20 шт.;
- стулья – 20 шт.;
- стеллаж – 20 шт.;
- маркерная доска;
- маркеры.
- технические средства обучения:
- компьютеры/ноутбуки – 20 шт. (операционная системаWindows:
7, Vista, 8, 10 (32-битная, 64-битная);
- процессор с тактовой частотой 2200 MHz и более; ОЗУ не менее 2
ГБ; видеокарта с видеопамятью объемом не менее 256 Мб;
- ПО Lego Education WeDo(скачивается бесплатно);
- ПО Lego Mindstorms EV3 Education(скачивается бесплатно);
- мультимедийный проектор – 1 шт.;
- интерактивная доска – 1 шт.;
- принтер (черно/белой печати, формата А4) – 1 шт.;
- наушники – 20 шт.;
микрофон – 20 шт.;
- конструктор 9580. Базовый набор Lego Education WeDo – 20 шт.;
- конструктор 9585. Ресурсный набор Lego Education WeDo – 20
шт.;
- конструкторы 45544. LegoMindstormsEV3 Education – 7 шт.
расходные материалы:
- бумага;
- ручки;
- разноцветная бумага;
- картон;
-фольга;
- ленточки;
- ножницы;
- цветные карандаши;
- комплект измерительных инструментов: линейка или рулетка,
секундомер.
2.2. Информационное обеспечение
Компьютерные программы:
- LabVIEW
- RobотС.
- Robolab2.9.
- Электронные образовательные ресурсы:
видеоуроки:
- Что такое Робототехника?
- Робототехника в начальной школе.
- Основы робототехники.
- Методика организации внеурочной работы по робототехнике в
начальной школе.
2.3. Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее
специальное или высшее педагогическое образование, обладающий
достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в
области
компьютерных
технологий,
программирования
и
конструирования.
2.4. Формы аттестации
Результативность
обучения
обеспечивается
применением
различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между
собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится
практической работе. Содержание и объем материала, подлежащего
проверке, определяется программой.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по
окончании изучения каждой темы – выполнением практических заданий,
каждого раздела – выполнением зачетной работы.
Промежуточный контроль проходит в середине учебного года в
форме открытого занятия.
Контроль по результатам завершения программы проходит в конце
учебного года – в форме мини-соревнований по сборке и
программированию моделей Lego Education WeDo и выставки
самостоятельно созданных моделей.
Создатели лучших моделей имеют возможность принять участие в
соревнованиях, фестивалях, выставках по робототехнике различного
уровня.
Формы проведения аттестации:
-тестирование;
- практическое задание;
- зачетная работа;
- открытое занятие;
-соревнование;
-выставка.
2.5. Методический материал
Реализация Программы строится на принципах: «от простого к
сложному».
На
первых
занятиях
используются
все
виды
объяснительноиллюстративных
методов
обучения:
объяснение,
демонстрация наглядных пособий. На этом этапе обучающиеся
выполняют задания точно по образцу и объяснению.
В дальнейшем с постепенным усложнением технического
материала подключаются методы продуктивного обучения такие, как
метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод
проектов.
В ходе реализации программы осуществляется вариативный
подход к работе. Творчески активным обучающимся предлагаются
дополнительные или альтернативные задания.
Комбинированные занятия, состоящие из теоретической и
практической частей, являются основной формой реализации данной
программы.
При проведении занятий традиционно используются три формы
работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения
педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами
компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под
управлением педагога;
самостоятельная,
когда
обучающиеся
выполняют
индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких
занятий.
Реализация программы осуществляется на основе следующих
принципов:
- принцип наглядности;
- принцип гуманизации, сотрудничества и партнерства;
- последовательность и непрерывность педагогического процесса;
- принцип креативности;
- принцип связи теории с практикой;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- принцип сознательности, активности и самостоятельности в
обучении;
- комплексное решение задач обучения и воспитания;
- использование разнообразных форм организации занятий:
рациональное сочетание фронтального и индивидуального взаимодействия
педагога с детьми;
- от простого к сложному;
- доступности;
- научности;
- преемственности и последовательности.
В рамках данной программы реализуются следующие
педагогические технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- технология развивающего обучения;
информационные
технологии;
- игровые технологии;
- технология сотрудничества:
- проектная деятельность;
- коммуникативная технология.
Дидактический материал
- Технологические карты по выполнению конкретных задач в
компьютерных программах.
- Распечатки рабочих окон компьютерных программ с различными
инструментальными панелями для работы по усвоению пройденного
материала.
- Модели, изготовленные педагогом и обучающимися.
- Фото- и видеоматериалы по робототехнике.
Воспитательная работа.
Воспитание в дополнительном образовании – это деятельность,
направленная
на
самоопределения
развитие
и
личности,
социализации
создание
обучающихся
условий
на
для
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Программа
«Мир
современного
конструирования»
имеет
высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно
решает проблему социальной адаптации детей. Обучение по программе
– это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и
взрослых.
Деятельность
творческого
объединения
вливается
в
воспитательную деятельность и программу развития учреждения. В
период каникул учащиеся
воспитательных
объединения принимают участие в
мероприятиях,
коллективно-творческих
делах,
социальных проектах. Постоянное включение ребенка в социально
значимую деятельность позволяет развить коммуникативные навыки,
найти свое место в обществе, адаптироваться в современных условиях.
Цель воспитательной работы:
- создать условия для достижения учащимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей для многогранного развития и
социализации каждого учащегося.
Основные задачи:
-
развитие
общей
культуры
учащихся
через
традиционные
мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми;
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания;
- выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем
создания творческой атмосферы через организацию кружков, секций;
совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей;
- создание условий, направленных на формирование нравственной
культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на
улучшение усвоения учебного материала;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений,
социально-опасных явлений;
- создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и
семьи по вопросам воспитания учащихся.
Приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:
-
Общекультурное
направление:
гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение детей к культурному наследию,экологическое
воспитание. Задачи этого направления предполагают формирование
гражданской
и
правовой
направленности
личности,
активной
жизненной позиции; формирование у воспитанников таких качеств, как
долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви
и уважения к традициям Отечества, Центра творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
-Духовно-нравственное
направление:
нравственно-эстетическое
воспитание, семейное воспитание направлено на приобщение к
базовым национальным ценностям российского общества, таким, как
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,
здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России,
искусство,
природа,
человечество,
формирование
духовно-
нравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и к проявлению нравственного
поведения в любых жизненных ситуациях. Воспитание нравственной
культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия.
Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается
личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы образовательного учреждения.
Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности
образовательного учреждения. Повышение психолого–педагогической
культуры родителей.
- Здоровьесберегающее направление: физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности
направлено
на
формирование
и
развитие
знаний,
установок,
личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни
с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся как одной из ценностных
составляющих личности обучающегося. Формирование у учащихся
сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и
безопасности
окружающих,
усвоение
ими
знаний
и
умений
распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы
защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать
преодолению
у
воспитанников
вредных
привычек
средствами
физической культуры и занятием спортом.
- Общеинтеллектуальное направление: популяризация научных
знаний,
проектная
деятельность
направлено
на
формирование
потребности к изучению, создание положительной эмоциональной
атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению
умственных и физических сил учащихся, на формирование интереса
к исследовательской и проектной деятельности, научной работе,
выявление
и
развитие
природных
задатков
и
способностей
обучающихся, реализацию познавательных интересов ребенка и его
потребности в самосовершенствовании.
- Социальное направление: трудовое воспитание способствует
формированию готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной
деятельности
в
соответствии
с
личными
интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с
учетом потребностей рынка труда. Формирование экологической
культуры.
Формирование
общественных
мотивов
трудовой
деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений
в необходимости труда на пользу обществу. Воспитание личности с
активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за
свои
решения
и
полученный
результат,
стремящейся
к
самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
- Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений.
Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению.
Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального
поведения обучающихся.
Организация
мероприятий
по
профилактике
правонарушений,
табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.
- Работа с родителями: поддержание личностного развития ребенка,
возрождение нравственных, духовных ценностей семьи, семейных
традиций, создание эмоционального климата в коллективе среди детей
и родителей. Формирование базовой культуры личности и обеспечение
каждому ребенку условий для духовного, нравственного и физического
развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей. Создание ситуации успеха для каждого
ребенка. Обсуждение и решение вопросов по воспитанию детей и
индивидуальные консультации. Помощь в профессиональном выборе.
Реализация данных направлений предполагает:
- Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного
развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
- Создание условий проявления и мотивации творческой активности
воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
- Развитие системы непрерывного образования; преемственность
уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и
проектной деятельности;
- Освоение и использование в практической деятельности новых
педагогических технологий и методик воспитательной работы;
-
Дальнейшее
развитие
и
совершенствование
системы
дополнительного образования;
-
Координацию
деятельности
и
взаимодействие
всех
звеньев
воспитательной системы: Центра творчества и социума; Центра
творчества и семьи.
Методы воспитательной работы:
- убеждение, дискуссия, положительный пример.
- метод упражнений, создание воспитывающих ситуаций.
- соревнование, познавательная игра,
- эмоциональное воздействие,
- поощрение.
Формы воспитательной работы:
- беседы;
-
информационно-просветительская
учащихся;
работа
с
родителями
- открытый микрофон – обсуждение проблем с интересными
людьми;
- дискуссионные качели – беседа между двумя группами по
предложенной теме;
- интеллектуальный аукцион;
- исследовательская деятельность;
- праздники;
- экскурсии;
- выставки;
- конференции;
- ярмарки.
- конкурсы;
- фестивали и другие.
Планируемые результаты:
- У учащихся сформированы представления о базовых национальных
ценностях российского общества;
- Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной
благодаря организации через погружение в «тематические периоды»;
такая система ориентирована на реализацию каждого направления
воспитательной работы;
- Организация занятий в объединениях дополнительного образования
направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного
образования и мотивация к самообразованию, благодаря чему
увеличилась эффективность воспитательной работы в кружках.
- Повышена педагогическая культура родителей, система работы
способствует
раскрытию
творческого
потенциала
родителей,
совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций
семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
План воспитательной работы
Направления
воспитательной
деятельности
Общекультурное
направление:
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Духовно-нравственное
направление:
Мероприятия
(форма, название)
Социальная акция по вовлечению в деятельность
детских объединений учащихся района «Мир
детства-каждому!»
Конкурс рисунков на асфальте «Мы против
терроризма!», посвященные Дню Солидарности
в борьбе с терроризмом.
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное Родительское собрание.
воспитание)
« Как организовать правильно свободное время
ребенка».
Семейный час общения: просмотр фильма на
тему: «Семья в жизни каждого».
Здоровьесберегающее
направление:
Месячник здоровья:
БДД
(физическое воспитание и
1) Вручение Памяток водителям:
формирование
культуры
здоровья,
безопасность «Внимание, дороги!»
жизнедеятельности)
2) Просмотр видеоматериалов.
«Умей обращаться с огнем».
1) Обзор стенда « Как вести себя при пожаре».
Антитеррористическая безопасность
1)Профилактическая беседа «Терроризм – зло
против человечества».
Общекультурное
направление:
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному
наследию,
экологическое
Исследовательская
работа:
государственной символики».
«Становление
воспитание)
Духовно-нравственное
направление:
Единый урок информационной безопасности.
Всероссийский урок безопасности в сети
Интернет.
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное 1 октября — Международный день пожилых
воспитание)
людей. Поздравительная акция.
Социальное направление:
« Я выбираю свой путь» (проект)
(воспитание
трудолюбия,
сознательного, творческого
отношения к образованию,
труду в жизни, подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Единый урок по теме
«Мир профессий».
5 октября День учителя.
учитель».
Презентация «Мой
День народного единства. Игра « Я, ты, он, она
Общекультурное
направление: (гражданско- - вместе целая страна» Выставка детских работ.
патриотическое
Создание дружеских шаржей.
воспитание, приобщение
детей
к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Духовно-нравственное
направление:
27 ноября — День матери (последнее
(нравственно-эстетическое
воскресенье ноября). Создание эскиза «Робот –
воспитание,
семейное помощник для мамы».
воспитание)
Общекультурное
направление:
Единый урок «Мы – Россияне!», посвященный
Дню Конституции РФ.
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Родительское собрание: «Современная семья:
Духовно-нравственное
направление:
особенности уклада»
(нравственно-эстетическое
1. Необходимость семейных традиций в
воспитание,
семейное
жизни ребенка
воспитание)
Инструктаж перед каникулами на темы:
1. «БДД в зимний период», «Осторожно,
гололед!»,
2. « Опасности на водоемах»
Принять участие в благотворительной акции
«Дари добро!» ко Дню инвалида.
Разработка
помощь»
эскизов
«Роботы
спешат
на
Профилактическая
беседа
с
детьми
Здоровьесберегающее
направление: (физическое «Пиротехника и последствия шалости с
воспитание и формирование пиротехникой».
культуры
здоровья,
Акция «Здоровым быть здорово!»
безопасность
жизнедеятельности)
Духовно-нравственное
направление:
Викторина по ПДД « Веселый светофор» с
целью выявления уровня знаний учащихся.
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
Познавательная игра « Полезные продукты».
Здоровьесберегающее
направление: (физическое
воспитание и формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)
Беседа: «Если
(воспитание
трудолюбия, правильно».
сознательного, творческого
отношения к образованию,
труду в жизни, подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Социальное направление:
Общекультурное
направление:
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
ты
выбрал
профессию
15 февраля День памяти воиновинтернационалистов. «Уроки мужества».
Встреча с участниками локальных событий.
Викторина: «Мир моих увлечений».
научных Фестиваль профессий по робототехнике.
проектная
Общеинтеллектуальное:
(популяризация
знаний,
деятельность)
Общекультурное
направление:
Праздник мам, бабушек: «Встреча поколений».
Выставка подарков:
(гражданско« Нашим любимым».
патриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Игра «Встречаем весну»
Духовно-нравственное
направление:
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
Социальное направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного, творческого
отношения к образованию,
труду в жизни, подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Общекультурное
направление:
Информационные часы для родителей и
учащихся «От увлечения к научным знаниям»
Экологическая викторина «Как прекрасен этот
мир»
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
День авиации и космонавтики
(воспитание
трудолюбия, Проект « Роботы и космос».
сознательного, творческого Фестиваль «Мир интересных
отношения к образованию, презентация своих работ.
труду в жизни, подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Социальное:
Духовно-нравственное
направление:
(нравственно-эстетическое
решений»,
Выставка творческих работ учащихся
учебный год « Наши достижения»
за
воспитание,
воспитание
семейное
Беседа «По дорогам фронтовым»
Видео галерея « Юные герои » в ВОв.
(гражданскоВиртуальная экскурсия:
патриотическое
«По страницам Великой Отечественной войны»,
воспитание, приобщение
детей
к
культурному видео ряд городов – героев.
наследию,
экологическое
воспитание)
Общекультурное:
Беседа, игра «Лето без опасностей»
Здоровьесберегающее:
(физическое воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)
Работа с родителями
№
Формы
взаимодействия
1
Особенности
образовательной
программы «Мир
современного
конструирования»
Презентация своих
Родительские собрания
достижений.
Итоги года: что мы
можем? (видео
сюжеты с занятий,
выставка,
фотовыставка)
Совместные мероприятия 1. «Наши семейные
традиции».
2. День семейного
здоровья.
3. Репортаж с места
событий.
4. Участие в
подготовке
традиционных
общешкольных
мероприятий
(День знаний,
День учителя,
Новогодние
мероприятия,
2
Тема
Сроки
Сентябрь
Февраль
Май
Ноябрь
декабрь
3
4
5
6
выставка
творчества, 8марта
и др.)
Анкетирование
1. Увлечения моего
родителей
ребенка.
2. Оценка
деятельности
объединения «Мир
современного
конструирования»
Индивидуальные и
Платформа «Билет
в будущее»: курсы
групповые
для родителей.
консультации,
Как помочь
практикумы.
ребенку правильно
организовать свое
время.
Правила работы в
команде.
Дисциплина и еще
раз дисциплина.
«Школьная
тревожность и ее
преодоление»
По секрету.
Педагогический всеобуч 1. Правильно
выбранная
профессия – залог
успешного
будущего.
2. Ответственность,
самооценка и
самоконтроль. Как
их развивать.
Информационные часы
для родителей и
учащихся «От увлечения
к научным знаниям»
1. К чему приводят
увлечения.
2. Интернет –
зависимость у
детей. Что делать?
3. Увлечения и
профессии.
Ноябрь
Апрель
В
течение
учебного
года
В
течение
учебного
года
Октябрь
- Апрель
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Список литературы для педагога:
1. Бедфорд А. Lego. Секретная инструкция. – Москва: Эком
Паблишерз, 2013.
2. ВалкЛ. Большая книга Lego Mindstorms EV3. – Москва:
Издательство Э, 2017.
3. Валуев А. Конструируем роботов на Lego Mindstorms EductionEV3.
Который час? – Москва: Лаборатория знаний, 2017.
4. Валуев А. Конструируем роботов на Lego Mindstorms EductionEV3.
Робот-шпион. – Москва: Лаборатория знаний, 2018.
5. Валуев А. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3.Робочист спешит на помощь. – Москва: Лаборатория знаний, 2018.
6. Ванюшин М. Занимательная электроника и электротехника для
начинающих и не только… – Москва: Наука и техника, 2017.
7. Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в
домашних условиях. – Санкт-Петербург: НТ Пресс, 2007.
8. Зайцева Н., Цуканова Е. Конструируем роботов на Lego
Mindstorms Eduction EV3. Человек – всему мера. – Москва: Лаборатория
знаний, 2016.
9. Исогава И. Книга идей Lego Mindstorms EV3. 181 удивительный
механизм и устройство. – Москва: Издательство Э, 2017.
10. Кмец П. Удивительный Lego Technic: Автомобили, роботы и
другие замечательные проекты. – Москва: Эксмо, 2019.
11. Книга обо всем. Lego – приключения в реальном времени. /Под
ред. Ю. Волченко. – Москва: Издательство Э, 2017.
12.
Кравченко
А.В.
10
практических
устройств
на
AVRмикроконтроллерах. – Москва: МК Пресс, 2017.
13. Краземанн Х., Краземанн Х., Фридрихс М. Конструируем и
программируем роботов с помощью Lego Boost. Руководство для
начинающих по постройке и программированию роботов. /Пер. Райтман
М. – Москва: Эксмо, 2018.
14. Лифанова О. Конструируем роботов на Lego Eduction WeDo 2.0.
Мифические существа. – Москва: Лаборатория знаний, 2020.
15. Лифанова О. Конструируем роботов на Lego Eduction WeDo 2.0.
Рободинопарк. – Москва: Лаборатория знаний, 2019.
16. Предко М. 123 эксперимента по робототехнике. – СанктПетербург: НТ Пресс, 2007.
17. Рыжая Е., Удалов В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms
Eduction EV3. В поисках сокровищ. – Москва: Лаборатория знаний, 2017.
18. Рыжая Е., Удалов В., Тарапата В. Конструируем роботов на Lego
Mindstorms Eduction EV3. Крутое пике. – Москва: Лаборатория знаний,
2017.
19. Тарапата В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3. Домашний кассир. – Москва: Лаборатория знаний, 2018.
20. Тарапата В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3. Секрет ткацкого станка. – Москва: Лаборатория знаний, 2016.
21. Тарапата В. Конструируем роботов на Lego Mindstorms Eduction
EV3. Тайный код Сэмюэла Морзе. – Москва: Лаборатория знаний, 2019.
22. Тарапата В., Красных А., Салахова А. Конструируем роботов на
Lego Mindstorms Eduction EV3. Волшебная палочка. – Москва:
Лаборатория знаний, 2017.
23. Тарапата В., Красных А., Салахова А. Конструируем роботов на
Lego Mindstorms Eduction EV3. Мотобайк. – Москва: Лаборатория знаний,
2018.
24. Хольгер М. Большая книга поездов Lego. Руководство по
созданию реалистичных моделей. – Москва: Эксмо, 2020.
25. Хьюго С. 365 штук из кубиков Lego. Игра. Вызов. Творчество. –
Москва: Эксмо, 2017.
26. Штадлер А. Моя книга о Lego EV3. Построить собственного
робота и создать для него программу с конструктором Lego Mindstorms.
– Москва:Фолиант, 2017.
27. Бекурин М. Инструкции по сборке роботов EV3:[Электронный
ресурс] //сайт
Сообщество
по
робототехнике.
URL:http://inoschool.ru/robototekhnika/item/75-instruktsii-po-sborke
(Дата обращения: 26.05.2022).
28. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя по работе с
конструктором LEGO Education WeDo:[Электронный ресурс]. – М.:, 2009.
URL:https://s.siteapi.org/77d87238abee36b/docs/m8xlnit3suoc4gs0k8go4g
w8s4080c (Дата обращения: 26.05.2022).
29. Lego Mindstorms Руководство пользователя EV3: [Электронный
ресурс]. – М.:, 2013. URL: – https://robot-help.ru/images/legomindstormsev3/instructions/ev3_user_guide_education.pdf
(Дата
обращения: 26.05.2022
Список литературы для обучающихся:
1. Александр Барсуков. Кто есть кто в робототехники. – М., 2016 г.
2. Крайнев А.Ф. Первое путешествие в царство машин. – М., 2018 г.
3.Макаров И.М., Топчеев Ю.И. Робототехника. История и
перспективы. М., 2018г.
4.Рыкова Е. А. Lego-Лаборатория (Lego Control Lab). Учебнометодическое пособие. — СПб, 2019г.