Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ульяновка Тамалинского района Пензенской области (МБОУ СОШ с. Ульяновка) РАССМОТРЕНО на заседании методического совета классных руководителей Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ______ Стряпчева А.С Приказ № от 30. 08. 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______Цыбяков А.А. Приказ № от 30.08.2024 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармеец» направление гражданско-патриотическое 7 класс (2 час в неделю, 68 часа) Учитель : Кузенкова Маргарита Владимировна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по патриотическому воспитанию обучающихся 7 классов составлена с учётом новых требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение содержания курса отводится 2 часа в неделю. Данный курс включен в учебный план внеурочной деятельности, проводится во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовнонравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Планируемые результаты устойчивый интерес к истории своей малой родины, знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром, знания по истории, природе, культуре родного края, знания правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать, в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебнопознавательную деятельность * Личностные УУД Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений. * Познавательные УУД Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками. * Регулятивные УУД Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников. * Коммуникативный УУД Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью. Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи). Задачи программы: воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям; формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи; оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»; оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник; Программа призвана помочь взрослым и детям: - заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России; - отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; - осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом. Содержательные линии программы Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи. Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение. Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента. Воспитательные цели: пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине; приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры. Средства реализации проблемы: общение (просвещение) Отношения, формируемые в результате общения и деятельности: Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство. Осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие; Понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей). Технологии: Знакомство с историческим прошлым семьи; Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории; Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села; Проектная деятельность Ожидаемые результаты реализации программы: Реализация данной программы предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. Формы деятельности Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных мероприятий. На занятиях подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Содержание курса: 1. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Устный журнал «Край мой - гордость моя». 2. Знакомство с памятными датами в истории России 3. Знакомство с историей родного края 4. Культура моего села 5. Военные парады 6. Великие люди района 7. Ветераны нашего села 8. Герои-Пензенцы 9. Создание проектов «Мои сражались за Родину» Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение 1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. 2. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211. 3. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.(Методика). 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795. 5. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информ. Бюллетень. №19 / Под общ. Ред. М.Б. Кусмарцева. Волгоград, 2004. С.96-102. 6. Материалы сайта ПО «Звезда»: http://zvezda.borovichi.ru/Museum.htm 7. Материалы сайта: Музеология. - http://www.muzeum.ru 8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105. 9. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.(Растим патриотов России) 10. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org 11. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с. 12. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/enc/index1.shtml 13. Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003. с. 471-479. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы по предмету. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения. Телевизор. Аудиопроигрыватель. Мультимедийный проектор. Прогнозируемые результаты: - воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью; - осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны; - воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ; - воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям - воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края; - знакомство с историей и значением государственных праздников; дней воинской славы; - ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации, края, района; - выполнение исследовательских работ. Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи – вот такими качествами должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие. Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть – патриот России. Требования к результатам Знаю: -историю России; историю Малой Родины и родного края; -историю своего народа и его нравы; -историю религий народов исконно проживающих на территории Пензенской области; -историю государственных символов России; -имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию; -национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира; -что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»; -духовные и нравственные основы россиян; - свой родной язык; -родную литературу; -культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный -календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др. -основы национальной кухни; -основы народной медицины. Умею: -рассказать об истории своего Отечества; -рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах; -рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях); -рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности; -грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа; -отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового; -петь песни своего народа; -рассказывать народные сказки, предания и сказания; -исполнять традиционные народные танцы, пляски; -готовить и проводить народные праздники; -играть в народные игры, водить хороводы; -использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные мотивы; -правильно использовать рецепты народной медицины; -изготавливать изделия из серии народных промыслов; -ценить красоту и богатства родной природы; -умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины; -умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране. Действую: -изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края; -овладеваю богатствами духовного наследия России; -с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов; -читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей; -беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния; -отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа; -не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства; -развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению; -участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям; -готовлю и провожу дома и в школе народные праздники; -участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры; -хожу в походы по родному краю; -берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим; -учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы; -участвую в социально-значимых проектах, направлюненных на улучшение окружающей жизни; -вношу свой посильный вклад в решение проблем страны. Тематическое планирование работы кружка «Юнармеец» 68 часов (2 часа в неделю) № п/п Тема занятий Кол-во часов 1 «Патриот России - кто он?» 1 2 «День Бородинского сражения» (08.09.1812г.) 1 3 Строевая подготовка 1 4 День Победы русской эскадры под командованием Ушакова (11.09.1790г.) 1 5 Строевая подготовка 1 6 День победы русских полков с великим князем Дмитрием Донским (21.09.1380г.) 1 7 Строевая подготовка 1 8-9 «История моего села. С чего всё начиналось?» 2 10 Строевая подготовка 1 11 Экскурсия в районный музей 1 12 «Мой дом, моя семья». 1 13 Огневая подготовка 1 14 «Здесь пыль веков». 1 15 Строевая подготовка 1 16 «Мы все такие разные…» 1 Огневая подготовка 2 «Из истории праздника. День народного единства». (04.10) 1 История моей страны в названиях улиц. 2 17-18 19 20-21 «Родная школа» 2 Выпускники школы- участники боевых действий 1 Великие люди моего края 2 27 огневая подготовка 1 28 День начала контрнаступления советских войск под Москвой (05.12.1941г.) 1 29 Лыжная прогулка 1 30 Час чтения 1 31 Мы - будущее нашего района 1 32 День взятия турецкой крепости Измаил (24.12.1790г.) 1 33 Россия - Родина моя 1 34 Твои права и обязанности 1 Час чтения 2 37 Строевая подготовка 1 38 Огневая подготовка 1 39 День полного освобождения города Ленинграда (27.01.1944г.) 1 40 День разгрома советскими войсками немецких войск под Сталинградом 1 41 Лыжная эстафета 1 «Герои России» 2 44 «Герои социалистического руда» Пензенской области 1 45 День защитника Отчества -23 февраля 1 46 Смотр строя и песни 1 47 Конкурс рисунков 1 22-23 24 25-26 35-36 42-43 48 Моя школа 1 49 Конкурс чтецов "Строки опаленные войной" 1 50 "О самых близких и родных с любовью". 1 51 Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", 1 52 Времена года. Посещение сельской библиотеке 1 53 История г.Пензы 1 54 Орден твоего дома 1 55 Я в своей семье 1 56 Я на бабушку и дедушку похож(а) 1 57 Вредные привычки 1 58 Акция «Забота» 1 59 Откуда пошёл мой род. 1 60 « Он был первым» 1 61 Строевая подготовка 1 62 День победы русских воинов князя Александра Невского на Чудском озере (18.04.1242г.) 1 63 22 апреля день рождения В.И.Ленина Ульянова 1 «Подвигу народа – жить в веках!» 2 66 Красотою славится наша земля. 1 67 9 мая –День Победы 1 68 Выпуск газеты о работе кружка 1 64-65