Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ульяновка
Тамалинского района Пензенской области
(МБОУ СОШ с. Ульяновка)
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета классных
руководителей
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по
воспитательной
работе
______ Стряпчева А.С
Приказ №
от 30. 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______Цыбяков А.А.
Приказ №
от 30.08.2024 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юнармеец»
направление
гражданско-патриотическое
7 класс
(2 час в неделю, 68 часа)
Учитель :
Кузенкова
Маргарита Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по патриотическому воспитанию обучающихся 7 классов составлена с
учётом новых требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
На изучение содержания курса отводится 2 часа в неделю. Данный курс включен в
учебный план внеурочной деятельности, проводится во второй половине дня в рамках
внеурочной деятельности.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его
трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в
воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь
заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если
уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься
быть похожим на них.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости,
бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле,
гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был
патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность
к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения,
которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих
для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата
нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В
реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на
построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как
самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла
ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм
становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовнонравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и
другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во
многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа
личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью,
делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской
личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Планируемые результаты
устойчивый интерес к истории своей малой родины,
знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края,
знания правил охраны природы, способность творчески мыслить и
рассуждать,
в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому
современному человеку как предприимчивость, разносторонность,
конкурентоспособность,
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и
в творческих группах, способность рефлексировать свою учебнопознавательную деятельность
* Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование
межличностных отношений.
* Познавательные УУД
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с
произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с
творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации
патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими
навыками.
* Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение
оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка
умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и
сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных
творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение
владению диалогической и монологической речью.
Цель программы:
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств
человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной
активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и
истории семьи).
Задачи программы:
воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с
любви к семье, родным и близким людям;
формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи;
оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и
гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;
оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании
воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук –
внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник;
Программа призвана помочь взрослым и детям:
- заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на
территории России;
- отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;
- осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить
Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности,
характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на
ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом
особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся,
исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Воспитательные цели:
пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям
и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории,
родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих
сегодня Родине;
приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной
культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам
российской классической и мировой культуры.
Средства реализации проблемы: общение (просвещение)
Отношения, формируемые в результате общения и деятельности:
Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в
семье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений
мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.
Осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие;
Понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и
будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и
дедушек, отцов и матерей).
Технологии:
Знакомство с историческим прошлым семьи;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории
своей семьи, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по
истории своей семьи, края, села;
Проектная деятельность
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию,
стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде,
бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и
соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к
себе.
Формы деятельности
Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов,
проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев,
познавательных мероприятий.
На занятиях подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность,
инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность,
самостоятельность.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее
благо, приумножает ее богатства.
Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью
народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Содержание курса:
1. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного
края. Устный журнал «Край мой - гордость моя».
2. Знакомство с памятными датами в истории России
3. Знакомство с историей родного края
4. Культура моего села
5. Военные парады
6. Великие люди района
7. Ветераны нашего села
8. Герои-Пензенцы
9. Создание проектов «Мои сражались за Родину»
Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога),
2000 г.
2. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания
школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
3. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.(Методика).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ
от 5 октября 2010 г. №795.
5. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как
приоритетное направление региональной молодежной политики. Информ.
Бюллетень. №19 / Под общ. Ред. М.Б. Кусмарцева. Волгоград, 2004. С.96-102.
6. Материалы сайта ПО «Звезда»: http://zvezda.borovichi.ru/Museum.htm
7. Материалы сайта: Музеология. - http://www.muzeum.ru
8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М.,
1997. - С.102-105.
9. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое
пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.(Растим патриотов России)
10. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
11. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской
активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права:
методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред.
Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.
12. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/enc/index1.shtml
13. Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический
Проект, 2003. с. 471-479.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,
соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Телевизор.
Аудиопроигрыватель.
Мультимедийный проектор.
Прогнозируемые результаты:
- воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего
героического прошлого с современностью;
- осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой
Отечественной войны;
- воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы
ВОВ;
- воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям
- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества,
обычаям и традициям родного края;
- знакомство с историей и значением государственных праздников; дней воинской славы;
- ознакомление с историей и значением официальных государственных символов
Российской Федерации, края, района;
- выполнение исследовательских работ.
Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе
ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня гражданского
самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к
родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим,
милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи – вот такими качествами
должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет востребован, и его задатки и
способности получат дальнейшее развитие.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы
повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное
благородством и уважением отношение к России.
Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение
убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть – патриот
России.
Требования к результатам
Знаю:
-историю России; историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Пензенской области;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык; -родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
-календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка,
архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни; -основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в
том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое
слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения
Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных
людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направлюненных на улучшение окружающей
жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Тематическое планирование
работы кружка «Юнармеец»
68 часов (2 часа в неделю)
№
п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1
«Патриот России - кто он?»
1
2
«День Бородинского сражения»
(08.09.1812г.)
1
3
Строевая подготовка
1
4
День Победы русской эскадры под командованием Ушакова
(11.09.1790г.)
1
5
Строевая подготовка
1
6
День победы русских полков с великим князем Дмитрием Донским
(21.09.1380г.)
1
7
Строевая подготовка
1
8-9
«История моего села. С чего всё начиналось?»
2
10
Строевая подготовка
1
11
Экскурсия в районный музей
1
12
«Мой дом, моя семья».
1
13
Огневая подготовка
1
14
«Здесь пыль веков».
1
15
Строевая подготовка
1
16
«Мы все такие разные…»
1
Огневая подготовка
2
«Из истории праздника. День народного единства». (04.10)
1
История моей страны в названиях улиц.
2
17-18
19
20-21
«Родная школа»
2
Выпускники школы- участники боевых действий
1
Великие люди моего края
2
27
огневая подготовка
1
28
День начала контрнаступления советских войск под Москвой
(05.12.1941г.)
1
29
Лыжная прогулка
1
30
Час чтения
1
31
Мы - будущее нашего района
1
32
День взятия турецкой крепости Измаил (24.12.1790г.)
1
33
Россия - Родина моя
1
34
Твои права и обязанности
1
Час чтения
2
37
Строевая подготовка
1
38
Огневая подготовка
1
39
День полного освобождения города Ленинграда (27.01.1944г.)
1
40
День разгрома советскими войсками немецких войск под
Сталинградом
1
41
Лыжная эстафета
1
«Герои России»
2
44
«Герои социалистического руда» Пензенской области
1
45
День защитника Отчества -23 февраля
1
46
Смотр строя и песни
1
47
Конкурс рисунков
1
22-23
24
25-26
35-36
42-43
48
Моя школа
1
49
Конкурс чтецов "Строки опаленные войной"
1
50
"О самых близких и родных с любовью".
1
51
Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама",
1
52
Времена года. Посещение сельской библиотеке
1
53
История г.Пензы
1
54
Орден твоего дома
1
55
Я в своей семье
1
56
Я на бабушку и дедушку похож(а)
1
57
Вредные привычки
1
58
Акция «Забота»
1
59
Откуда пошёл мой род.
1
60
« Он был первым»
1
61
Строевая подготовка
1
62
День победы русских воинов князя Александра Невского на Чудском
озере (18.04.1242г.)
1
63
22 апреля день рождения В.И.Ленина Ульянова
1
«Подвигу народа – жить в веках!»
2
66
Красотою славится наша земля.
1
67
9 мая –День Победы
1
68
Выпуск газеты о работе кружка
1
64-65